Звездность отелей в России смогут определять сами владельцы бизнеса. Сведения о классности будут заноситься в Единый федеральный реестр. О том, по каким критериям определяется уровень гостиницы, и что вправе требовать постояльцы, - в материале M24.ru.
Самой известной и авторитетной в мире считается швейцарская классификация отелей - звездность. Кроме того, существует греческая классификация, когда гостинице в зависимости от уровня присваивается буква от A (4 звезды) до D (1 звезда). Категория "5 звезд" обозначается словом "DeLuxe" , а в некоторых отелях Великобритании сохранилась и старая система оценки, где гостиницам присваиваются не звезды, а короны - от одной до пяти.
В Европе с 14 декабря 2009 года действует Единая система стандартов для отелей Hotelstars Union. Она позволила добиться порядка в определении звездности около 18 тысяч отелей.
В усредненном виде требования к уровню отелей выглядят так:
Категория "1 звезда" предполагает минимальный комфорт. Как правило, отели такого класса очень небольшие - до 10 номеров и расположены в ничем не примечательных местах. Питание здесь не предусматривается, но иногда за дополнительную плату можно получить завтрак. Душ и туалет могут располагаться на этаже. Вход после часа ночи чаще всего запрещен. Стандартный двухместный номер должен быть приблизительно 8-10 квадратных метров. Предполагается ежедневная уборка, а смена белья должна происходить каждые 7-8 дней.
Отели категории "2 звезды" обычно предлагаются туристам на недорогих экскурсионных маршрутах. В номере должны быть санузел и телевизор. Ограничений на вход в отель в ночное время нет. Постояльцы могут получить легкий завтрак в ресторане, который, как правило, находится в холле одного из этажей. Смена белья производится каждые 6 дней. Туалет и ванная комната обычно находятся в номере.
Самая распространенная разновидность отелей - "3 звезды". Удобства расположены в номере, в ванной комнате найдутся мыло и шампунь, иногда предусмотрен фен. В номере есть телефон и телевизор, часто - мини-бар и кондиционер. Смена постельного белья происходит 2 раза в неделю. Полотенца меняют ежедневно. На территории гостиницы может располагаться охраняемая автостоянка, бассейн, ресторан, парикмахерская, бизнес-центр, обмен валют. Комнаты здесь от 10-12 квадратных метров.
This browser does not support the video element.
Категории "4 звезды" присваиваются за высокий уровень сервиса. Отели этого класса рассчитаны на людей со средним по европейским меркам достатком. Как правило, такие отели расположены в центре города или на первой линии пляжа.
В номере почти всегда есть мини-бар, индивидуальный кондиционер, телефон, сейф, фен, шампунь, гель для ванной в каждом номере. Предусмотрена ежедневная смена постельного белья и полотенец. Среди предоставляемых услуг - стирка, глажка и чистка одежды. На территории гостиницы находятся салон красоты, спортивно-оздоровительный центр, аренда автомобилей, игровой и конференц-залы, ресторан, сауна, плавательный бассейн и т.д. Площадь комнат, как правило, не менее 13 квадратных метров. По стандарту в 4-звездочных отелях до 10 процентов номеров могут быть трехместными. Кроме того, предполагается наличие сьютов (апартаментов) и нескольких лифтов.
В пятизвездочных отелях есть все то же, что и в "четырех звездах", но на более высоком уровне. Помимо этого в номере полагается второй санузел и телефонный аппарат в ванной комнате, а сам номер должен быть не менее 16 квадратных метров.
В отелях этой категории есть вся необходимая инфраструктура: несколько баров и ресторанов, ночной клуб, магазины, парикмахерские и косметические кабинеты, прачечные, фитнес-залы и бизнес-центры, бассейны. Номера - от одноместных с одной кроватью до многокомнатных апартаментов. В номере есть кондиционер, мини-бар, телефон,телевизор. Большая ванная комната оснащена большой ванной, часто - джакузи, отдельной душевой кабиной, биде. Клиентам предлагаются банные халаты и комнатные тапочки.
При этом каждая страна может корректировать критерии оценки гостиниц.
Самые строгие требования к звездности в Швейцарии, Испании и Франции. За несоответствие заявленному уровню гостиницу могут серьезно оштрафовать или вообще закрыть, поэтому иногда наблюдается искусственное занижение классности, что позволяет также экономить на налогах.
Отели Италии проходят добровольную классификацию, но за каждую звезду приходится платить дополнительный налог, поэтому звездность так же искусственно занижается. При этом владельцы могут совершенно бесплатно добавлять к своей классификации "plus", "super". Такую уловку можно встретить и в других странах, где существуют налоги на звездность отелей.
Что касается популярного у российских туристов Египта, то здесь звездность определяется в первую очередь площадью отеля и его близостью к морю и количеством бассейнов. Звездность отелей Турции больше приближена к европейским стандартам, хотя здесь можно встретить искусственное завышение уровня. В ОАЭ звездность отеля определяется только прихотью владельца. Здесь можно встретить отели в 6 и даже 7 звезд, которые в той или иной степени соответствуют европейским пятизвездочным.
В СССР гостиницы классифицировались в соответствии с "Положением об отнесении гостиниц к разрядам и номеров в гостиницах к категориям", которое предполагало деление на семь разрядов: Люкс, высший А, высший Б, первый, второй, третий, четвертый; мотелей - на пять разрядов: высший А, высший Б, первый, второй, третий. Отправной точкой стал максимальный набор требований к гостиницам "международного класса". Таких гостиниц на территории СССР было всего четыре - "Космос" и "Международная" в Москве, "Прибалтийская" и "Пулковская" в Ленинграде. Они были отнесены к категории "Люкс". Со снижением требований снижался и разряд отеля.
This browser does not support the video element.
В 1994 году в России был принят ГОСТ Р 50645-94 "Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц", по которому вводилась система пяти звезд. Но российская система не соответствовала зарубежным стандартам. В 2003 году были внесены поправки в закон "Об основах туристской деятельности в РФ". С этого времени ранее присужденные звезды считаются недействительными, и гостиницам надо было вновь проходить аттестацию. Причем критерии были строже, чем десятилетие назад. Наконец, в 2006 году была принята система классификации, по которой гостиницам присуждается определенный класс только приказом Федерального агентства по туризму. Каждому отелю при прохождении аттестации выдается сертификат, в котором указана категория с присвоением определенного количества звезд. После этого гостиница может использовать свою "звездность" в различных документах и в рекламных целях.
В рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу до 1 июля 2015 года все московские гостиницы и отели должны пройти классификацию. Всего в столице более 400 гостиниц, а звезды присвоены только 40.
Владельцам отелей придется потратиться не только на исправление недочетов, но и на саму процедуру классификации. Для мини-отелей (до 50 номеров) она обойдется примерно в 30 тысяч рублей, а для крупных гостиниц - от 100 до 120 тысяч рублей.
Сейчас классификацией российских отелей занимаются специальные организации, полный список которых представлен на сайте Минспорттуризма. При этом каждая гостиница вправе решать сама, получать ли ей звезды.