Мир антиквариата закрыт от остального общества, и о том, какие сделки там проводят, знает лишь узкий круг людей. Впрочем, про одну схему обывателю недавно стало известно – 57-летняя Светлана Прибыткова, вхожая в дома антикваров, собирателей и ценителей, провернула аферу, по которой она получала картины на реализацию, но деньги не возвращала.
Подробнее о деле обозревателю m24.ru рассказал следователь ГСУ столичной полиции Андрей Иняев.Фото: m24.ru/Александр Авилов
Точкой отсчета аферы принято считать 2007 год – именно тогда, считает следствие, Прибыткова взяла у потерпевшего Лукашина 4 миллиона рублей на покупку картины Айвазовского и 4,4 миллиона – на картину Верещагина и два полотна Маковского.
Также женщина взяла взаймы у Лукашина 1,5 миллиона рублей, в качестве залога предложив две картины Виноградова, одну картину Самокиша и одну – Горбатова, общая стоимость которых была как раз сопоставима с требуемой суммой. В дальнейшем Прибыткова картины вернула себе, но деньги Лукашин не получил.
Стоит сделать отступление и немного рассказать, как устроен мир антикваров. Учитывая, что в Москве их немного, круг общения выходит довольно узким и все друг друга знают, так что сделки строятся на доверительных отношениях, без контрактов и договоров.
Этим и воспользовалась Прибыткова – она хорошо знала потерпевших и ей доверяли. Фигурантка приходила к другим антикварам и говорила, что может продать картину за определенную сумму, забирала ее и отвозила, покупатель соглашался и давал деньги, все чисто.
Позже фигурантка взяла у Лукашина картину Шишкина "Преображенское" на реализацию, но деньги она не отдала. Затем под предлогом реализации она забрала у одного из коллекционеров картину Маковского "Женский портрет" и полотно Зоммера "Туркестанский мотив. Пейзаж с мечетью", а также "Купальщиц" Горбатова и "Крыльцо дома" Виноградова.
Работала схема три года, и за это время про аферу никто не узнал – памятуя о том, что мир антикваров весьма закрыт, о мошенничестве никто не сообщал. Да и потом, это были коллекционеры, ей ранее знакомые и которые смогли ей довериться, а она оттягивала вопрос получения денег за проданные картины как умела.
Особый интерес представляет маринист: владельцем картины пера Айвазовского был известный коллекционер. Интересно, что в 2009 году полотно было передано на экспертизу и получено заключение, которое подтверждало, что картина является подлинником и может быть рекомендована для приобретения в художественное собрание музейного уровня.
Как считает следователь, произведения фигурантка отбирала исходя из того, как много они стоят и насколько пользуются спросом. При этом, получив полотно, скрываться она и не думала, спокойно проворачивая схему и дальше. Забегая вперед, скажем, что хозяевам вернулись почти все картины.
Сломался механизм в 2010 году на одном из антикваров – не получив деньги за картину, он обратился в полицию, затем по цепочке следствие вышло на остальных потерпевших. В ходе расследования они собрались за одним столом, где договорились, кому какая картина возвращается.
Фото: m24.ru/Сергей Блохин
К сожалению, не вернулись три картины – Прибыткова же взяла их без расписки и куда полотна отправились, не говорит. Интересно, что среди всех антикваров нашелся всего один, кто отдал ей полотно по договору – тут женщине пришлось действовать по-честному и деньги вернуть.
В итоге суд приговорил Прибыткову к четырем годам лишения свободы в колонии общего режима, свою вину она не признала – говорила, что состава преступления в ее действиях нет было и изложенные в деле факты являются гражданско-правовыми и спорными моментами.
Со слов самой фигурантки, она имела безупречную репутацию на антикварно-художественном рынке: в 2009 году Росохранкультура официально выразила ей персональную благодарность за "большую работу за сохранение культурного наследия России".
Она также отметила, что, начиная с 2004 года, она как коллекционер-исследователь публиковала свои научные открытия в специализированных художественных изданиях и с ней якобы консультировались ведущие эксперты-искусствоведы, российские и европейские арт-дилеры, так как она владела собственной базой по различным направлениям изобразительного искусства.
На этом историю можно было бы закончить, если бы не исчезнувшие полотна: установить, где они находятся сейчас, почти невозможно, потому что их могли вывезти за рубеж, где они могли осесть в частной коллекции.
Следователь Иняев отмечает, что картины получили статус особо ценного пропавшего предмета и они внесены в специальную базу. Судя по опыту аналогичных дел, если "Преображенское" появится на аукционе, его
могут снять с торгов по требованию полиции.
Фото: m24.ru/Михаил Сипко
Кстати, своя база есть у Интерпола, и ее может посмотреть любой интернет-пользователь, до этого доступ был разрешен только спецслужбам. Чтобы получить разрешение, заинтересованным организациям или коллекционерам достаточно заполнить специальную анкету, размещенную на официальном
сайте Интерпола, и отправить ее по электронной почте в штаб-квартиру международной полиции в Лион. После соответствующей проверки каждый получит персональный пароль.
Помимо международных баз, некоторые сведения можно также получить
тут, также о пропавших экспонатах порой сообщает
Министерство культуры.
Всего в России в розыске находится свыше 55 тысяч предметов, через Интерпол ищут 700 наиболее ценных раритетов, среди них - украденная из Эрмитажа в 2001 году картина французского художника XIX века Жана Леона Жерома и картина Малевича стоимостью 2 миллиона долларов. Она была похищена из частной коллекции более 10 лет назад.