Фото: m24.ru/Евгения Смолянская
Сетевое издание M24.ru продолжает рассказывать о том, в каких уголках города снимались знаменитые советские и российские фильмы. В этом выпуске кинолюбителям предлагается прогуляться вокруг "Чистых" прудов. Название этой известной московской локации не случайно было взято в кавычки: дело в том, что изначально пруды назывались совсем наоборот - "Поганые болота", - поскольку туда сбрасывались отходы производства мясных лавок и скотобоен Белого города. По другой, менее известной версии (С. К. Романюк), вокруг прудов находилась Гавриловская слобода рядом с "храмом деревянным Гаврила великого, что на Поганом пруде". А название пошло от того, что в тех местах в большом количестве селились иностранцы и ставили там лютеранские и католические храмы. Приезжих иноверцев москвичи традиционно не любили, а потому назвали пруды "погаными", то есть "языческими".
Так или иначе, нынешние "Чистые" к тем "Поганым" никакого отношения не имеют. И пруды, и слобода сперва вошли в состав территории усадьбы Меньшикова, а затем и вовсе исчезли под городской застройкой 18 века. Наши "Чистяки" обязаны своим происхождением градостроительным планам Екатерины, собиравшейся устроить кольцо парков с прудами на месте крепостного рва снесенной стены Белого города.
"Вокруг" - понятие растяжимое, так что предлагаю просто нарезать на карте Москвы очередной произвольный "квадрат", в центре которого будут находиться Чистые пруды с бульваром. Границы у нас при этом получатся примерно такие: Садовое кольцо, Большая Лубянка/Сретенка, Новая площадь и Маросейка/Покровка. Поехали...
В финале фильма
"Папиросница от Моссельпрома" (1924) сотрудники Моссельпрома выстраиваются в очередь чтобы посмотреть дебютную картину Латугина с Зинаидой в главной роли. Крутить ее будут в кинотеатре "Колизей" на Чистопрудном бульваре - сейчас в этом здании находится театр "Современник".
Сухарева башня, 1933 год. Фото: ИТАР-ТАСС
В
"Доме на Трубной" (1924) только что приехавшая из деревни Прасковья Питунова спрашивает дорогу у хорошо одетого гражданина на фоне объекта, довольно редко попадавшего в кадр за всю историю нашего кино, — Сухаревой башни. Башня эта была подарком Петра I стрелецкому полку Лаврентия Сухарева в благодарность за поддержку во время неудавшегося путча царевны Софьи. Позднее в этом здании находилась та самая "Школа математических и навигацких наук", где, по мнению работавших на Светлану Дружинину консультантов, проходили свои университеты гардемарины Белов, Корсак и Оленев. Однако учиться они там никак не могли, поскольку действие фильма начинается в 1742 году, в то время как еще в 1715-м навигацкие классы были переведены в Санкт-Петербург, где на их основе была образована Морская академия.
Судьба самой башни, бывшей одной из главных достопримечательностей старой Москвы и первым военно-морским, артиллерийским и инженерным вузом России, сложилась не лучшим образом. В 1926 году в ней открыли Московский коммунальный музей, а в 1934 году снесли с характерной для того времени формулировкой - "как мешающую уличному движению". Товарищ Сталин настоял на этом лично, несмотря на то, что московские архитекторы предложили множество проектов организации пространства Сухаревской площади, предусматривавших сохранение башни. В итоге в кадре, увы, пришлось показывать надпись "Москва" поверх аутентичной живописи.
С началом 30-х закончилась эпоха "великого немого", и в кино пришел звук. Обычно мы это время успешно проматываем, но в данном случае все-таки есть на чем остановиться. Сам фильм
"Подкидыш" (1939) уже благополучно и почти всеми забыт, но одна фраза от него осталась и навечно закрепилась в списках русскоязычных кино-мемов - знаменитое "Муля, не нервируй меня!" в исполнении Фаины Раневской.
Фильм начинается как раз на Чистых прудах. Наташа убегает на бульвар, и в кадре можно увидеть первое здание, построенное там в советские времена - дом 12а 1928 года, главный административный корпус Кожсиндиката. Затем в этом здании размещался Наркомат легкой промышленности, Министерство хлебопродуктов и Министерства заготовок, а с 1989 года - Всесоюзный центр кино и телевидения для детей и юношества. Сейчас там находятся Центр им. Ролана Быкова и кинотеатр "Ролан". А до революции на этом же месте находилось старое (деревянное) здание Бородинской панорамы.
Памятник Дзержинскому Ф.Э. на Лубянской площади, 1960 год. Фото: ИТАР-ТАСС
Еще в кадре можно увидеть прогулочные лодки и старую ограду пруда из перекрещенных деревянных палок, детскую площадку и стоявший в торце водоема "досуговый центр" - летнюю эстраду и кафе. В 60-х всю эту красоту перестроили и открыли культовый ресторан "Джалтаранг", а сейчас там стоит уродливый финтес-центр в стиле "под 19 век".
Пролетим 40-е и переместимся в середину 50-х.
"Человек родился" (1956) - мелодрама новой, послесталинской эпохи с довольно банальным по нашим меркам сюжетом. Девушка Катя приезжает в Москву учиться, но проваливается на вступительных. Случайное знакомство, мимолетная связь, рождение, как сейчас говорят, "незапланированного" ребенка. Ее бросают, и она пытается пробиться в жизни сама… Тогда воспитанный на конфликтах "хорошего с еще лучшим" зритель, должно быть, воспринимал такие коллизии как откровение.
По дороге из роддома Катя отпускает такси и идет на Чистопрудный бульвар. Кадры, опять же, представляют чисто москвоведческий интерес: виден только что построенный вестибюль станции "Кировская" ("Чистые пруды"), башенка Страхового общества "Россия", но еще нет Грибоедова - памятник будет поставлен только в 1959 году. И примета времени - тумба Мосгорсправки для объявлений граждан, на которой Катя ищет информацию о сдаче комнат. Объявления, кстати, писались от руки, но на официальных бланках - такой вот древний вариант интернета и газеты "Из рук в руки".
Кадр из кинофильма "Летят журавли". Фото: ИТАР-ТАСС
Про самый пронзительный фильм 50-х -
"Летят журавли" - мы уже упоминали в самом начале цикла в качестве типичного примера, но не грех вспомнить про школу в Армянском переулке и еще раз. Благо сцена прощания с добровольцами вошла в историю мирового кино наравне с эйзенштейновской лестницей из "Потемкина". И да, эта сцена вполне исторически достоверна: в июне 41 года в 644-й школе формировался истребительный батальон Куйбышевского района, и от ее ворот солдаты действительно уходили на фронт.
Ну а дальше будут 60-е, немыслимые без тех картин, которые сегодня уже проходят по разряду "бессмертной классики". Про то, как персонажи фильма
"Я шагаю по Москве" шли по Чистопрудному бульвару к "переулку Строителей", который на самом деле оказался Кривоарбатским, уже было сказано в одной из предыдущих серий. Так что теперь возьмемся за
"Берегись автомобиля". Перемотаем фильм до 14-й минуты, до сцены, в которой Дима - Миронов - едет на своей "Волге" по улице, поворачивает налево и тормозит напротив углового комиссионного магазина. В кадре на секунду мелькает белое здание явно церковной архитектуры — это Храм Успения Св. Богородицы в Печатниках (Сретенка д.3). С января 1960 года в церковном здании проходила выставка "Морской флот СССР", отсюда и попавший в кадр кусок вывески "...флот СССР" в сцене, когда таксист подходит к ларьку за сигаретами. А в здании, где была Димина комссионка, в наши дни находится магазин "Цветы на Сретенке".
А вот вам пример классических и вопиющих режиссерских фокусов с географией и натурой. Фильм так и называется:
"Чистые пруды" (1965), сделан он в типичном для 60-х жанре "поэтической биографии" про то, как война сломала о колено мечты и судьбы целое поколение молодых - тех, кому в 1941 году было от 18 до 25 лет. Сценарий написала Белла Ахмадулина, и она же читает стихи за кадром. А парадокс заключается в том, что никаких Чистых прудов вы в кадре не увидите: весь фильм снимался в Лефортовском парке и в Измайлово. В кадр попало множество характерных для этого района объектов: Покровский собор, рабочий городок им. Баумана, горбатый парковый мостик, ведущий к танцплощадке (у Говорухина в "Месте встречи" по нему гуляют Синичкина с Шараповым) и даже грандиозные руины так и не достроенного Центрального стадиона народов СССР им. Сталина. А в район вокруг настоящих Чистых прудов персонажи фильма попадают только один раз - когда гуляют в том месте, где спустя несколько лет будет проложен проспект Сахарова (тогда — Новокировский).
Ну и наконец, переходим к общеизвестной классике. Где, к примеру, располагалась оперативная квартира из
"Джентльменов удачи"? Милиционер называет Трошкину-Леонову адрес "Конный переулок, дом №8" - такой переулок действительно существует и располагается между Шаболовкой и Мытной. Дома № 8 там, правда, нет, а есть 4 и 12. Но из окон в кадре все время видны то каток на Чистых прудах, то театр "Современник", а когда герои фильма выходят и садятся в такси, то в кадре мы видим пересечение Воротниковского и Старопименовского переулков. Дальше начинается поездка в поисках "дерева" и "мужика в пиджаке", состоящая из сплошного монтажа: Арбатская площадь, Гоголевский, Рождественский и Сретенский бульвары, - а завершается она у Красных ворот, где и стоит "мужик в пиджаке", то есть памятник Лермонтову. Кстати, кадры из "Джентельментов" в этом месте представляют еще и москововедческий интерес, поскольку все попавшие на пленку особнячки вдоль Красноворотского презда (строения усадьбы купца Сапожникова) будут снесены в конце 70-х при строительстве вычислительного центра МПС. А вот "дерево" находилось вообще в другом конце Москвы, в витрине ныне снесенного магазина "Цветы" на Пречистенке рядом с бывшей Поливановской гимназией.
Режиссер Татьяна Лиознова у камеры во время съемок фильма "Семнадцать мгновений весны". Фото: ИТАР-ТАСС
"Семнадцать мгновений весны", как известно, снимались в основном в Латвии и ГДР, но некоторые кадры все же были сделаны в Москве. Про одну из таких локаций - дом, в котором гестаповцы допрашивали "русскую пианистку", - мы уже вспоминали. А теперь настало время узнать, где на самом деле находится "Особняк специального ведомства США в Берне", в котором оберстгруппенфюрер Вольф в 5-й серии ведет переговоры с Даллесом. Это жемчужина Мясницкой — городская усадьба Черткова (д. 7), в которой в советские времена располагались "Клуб красных директоров" и некоторые отделы редакции "Науки и жизни".
Кадр из кинофильма "Мимино", 1979 год. Фото: ИТАР-ТАСС
Подворотня, в которой
Мимино и Рубен Хачикян ищут КРАЗ после культпохода в Большой Театр, - это въезд во двор дома страхового общества "Россия" на Сретенском бульваре, расположенный со стороны Фролова переулка. "Рубик-джян, ты только не обижайся, но я тебе один умный вещь скажу. Твой машина стоит в соседнем дворе. Я так думаю!" Кстати, по словам Данелия, эта сцена должна была получить продолжение: Рубик находит машину в соседнем дворе, на радостях целует ее и примерзает губами к металлу.
А еще (забегая вперед) в этом же доме, в квартире № 77 "жил" профессор Кузнецов, которому с опозданием на 3 часа привез рукопись Иван из фильма
"Курьер". Между прочим, самый комфортабельный жилой комплекс дореволюционной Москвы. Строительством доходных домов перед началом мировой войны занимались многие организации, и страховое общество "Россия" было в числе первых. Их дома стояли во многих городах, но этот, на Сретенском бульваре, был лучшим. 148 квартир площадью от 200 до 400 "квадратов", высота потолков от 3,8 до 4,2 м, собственные системы отопления, вентиляции и даже кондиционирования. Своя электростанция, работающая на нефти, водоснабжение из артезианской скважины. Электрические лифты, прачечные в подвалах и на чердаках и прочая, прочая, прочая. В советские времена большинство "барских" квартир разделили на две или три части, причем так, что выход на улицу у многих остался только через черную лестницу. Но некоторые квартиры перепланировка не затронула и, судя по всему, профессор Кузнецов обитал как раз в такой.
Про то, что именно на Чистых прудах в первой серии
"Место встречи изменить нельзя" бандит заколол заточкой Васю Векшина, известно многим, так что остается только присмотреться к некоторым деталям этой сцены. Самое любопытное в ней - это трамвай, на котором уезжает убийца, мосфильмовская "Аннушка" с номером 2170, засветившаяся в никак не меньшем количестве отечественных фильмов, чем знаменитая настольная скульптура "Персей и Пегас" (она же "это маленькая лошадь, это пони" из "Служебного романа"). Краткая фильмография трамвая такова: "Место встречи изменить нельзя", "Покровские ворота", "Законный брак", "Холодное лето 53-го", "Брызги шампанского", ну и, разумеется, "Мастер и Маргарита" Кары. У Говорухина, кстати, этот трамвай появляется даже два раза: в сцене, когда Жеглов с Шараповым ловят Кирпича, фигурирует все тот же 2170, только ходит он теперь по 1-му Сельскохозяйственному проезду. При этом в кадр на секунду попадают стоящие там хрущевки. Так что не очень понятно, зачем Говорухину понадобилось снимать выход из трамвая именно в этом месте, учитывая что здание "отделения милиции", куда Кирпича в итоге привели, находится вообще на Садовой-Сухаревской, и в реальности такой путь занял бы часа два.
"Покровские ворота" преподносят нам пример любимого развлечения московских режиссеров - снимать Патриаршие пруды на Чистых, а Чистые - на Патриарших. Чистые пруды мелькают в кадре аккуратно в начале каждой из двух серий, символизируя смену времен года. Но каток при этом снимали на Патриарших, на заднем плане можно увидеть характерный павильон, который ни с чем не спутаешь. А вот перекресток, где Велюров в халате ловит "скорую" для Хоботова - это пересечение Потаповского и Архангельского переулков, и находится оно довольно близко к настоящим Покровским воротам, но при этом далеко Нащокинского переулка, где на самом деле стоит "дом-коммунальный очаг". И напоследок обратим внимание на еще один режиссерский фокус с пространством: Костик с Савранским въезжают во двор "очага" через проход между домами 11 и 13 по Маросейке, хотя это совсем другой конец бульварного кольца.
Раз уж в самом начале мы вспомнили про
"Гардемаринов" Дружининой, самое время узнать, где именно жила Анастасия Ягужинская, под окнами которой Белов безвылазно проторчал несколько ночей подряд в самом начале фильма. Это палаты Волковых-Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке, построенные на месте бывшего Сокольничьего домика Ивана Грозного. Одно из немногих зданий XVII века, сохранивших изначальную "допетровскую" архитектуру и внутреннюю планировку, а также (частично) интерьеры, включая показанные в фильме изразцовые печи и стенную роспись.
Кадры из фильма режиссера Юрия Кары «Мастер и Маргарита». Фото: ИТАР-ТАСС
Ну и под конец разберем сцену на прудах из
"Мастера и Маргариты" Юрия Кары. Снова мы видим классический прием московских режиссеров - Чистые пруды в роли Патриарших, - но в данном случае этому феномену есть довольно простое объяснение. Булгаков, конечно, был великим знатоком Москвы, только по Малой Бронной вдоль Патриарших не ходил ни один маршрут трамвая (в середине 30-х там, правда, была служебная ветка). Поэтому Патриаршие в кадре пришлось комбинировать с Чистыми, вокруг которых пустили уже знакомую нам чуть подкрашенную мосфильмовскую "Аннушку" №2170. А выход с бульвара и вертушку с предупреждающим знаком "Берегись трамвая!" скрупулезно воспроизвели по известной фотографии Родченко и поставили все это прямо напротив театра "Современник" на Чистопрудном бульваре, именно его колонны мы и видим в сцене с гибелью Берлиоза.
Кстати, вот еще одна интересная особенность, непосредственного отношения к Москве не имеющая, но все же... В книге четко сказано: "Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной". Так вот, во ВСЕХ, без исключения, экранизациях "Мастера и Маргариты" Берлиоза с Бездомным режиссеры сажают в точности наоборот - спиной к пруду и лицом к Бронной.
Алексей Байков