Форма поиска по сайту

Он же Гога: главные роли Алексея Баталова

Народный артист СССР Алексей Баталов умер 15 июня. Актеру было 88 лет. Поверить в его смерть невозможно – по крайней мере, пока. Сейчас лучше всего вспомнить главные работы Баталова. Пять важных ролей актера – в подборке m24.ru.

Кадр из фильма "Дело Румянцева"

Оступившийся шофер Румянцев

"Дело Румянцева", реж. Иосиф Хейфец, 1956

Юный шофер Саша Румянцев, попавшийся в руки к жуликам, которые обманов втягивают его в свою преступную деятельность, – одна из первых ролей в кинокарьере Баталова. И одна из самых сложных – Иосиф Хейфец требовал от актеров полной самоотдачи и стопроцентной достоверности. Для съемок в "Деле Румянцева" актеру пришлось научиться профессионально управлять грузовиком. Позднее он шутил: "На черный день я берегу профессиональные права шофера с некоторым стажем работы на тяжелых бортовых машинах и удостоверение школы автомехаников". В фильме герою Баталова не до шуток – Юрий Герман написал слишком жесткий для советского кино 1950-х сценарий: теневые преступники грузят в его машину краденое, и он, конечно, сразу попадает в ОБХСС. Бывшие друзья сваливают на него всю вину, и надежды на спасение у Саши Румянцева нет.

Кадр из фильма "Летят журавли"

Погибший солдат Борис

"Летят журавли", реж. Михаил Калатозов, 1957

История любви юных москвичей Вероники и Бориса, в которую вмешалась война, изучена не одним поколением зрителей. С фильма "Летят журавли" началась эпоха оттепели в советском кино. В 1958 году его показали на кинофестивале в Канне – и он стал первым и единственным советским фильмом, получившим главный приз смотра. Однако на родине картину Калатозова не чествовали – сообщение о каннском триумфе в СССР приняли довольно прохладно. А генсек Никита Сергеевич Хрущев и вовсе пришел в ярость, посмотрев фильм – ему не понравилось, что главная героиня не дождалась жениха с войны.

Кадр из фильма "Девять дней одного года"

Одержимый ученый Дима

"Девять дней одного года", реж. Михаил Ромм, 1962

Еще одна важная оттепельная картина ("самая шестидесятническая", по выражению Карена Шахназарова), в которой Баталов сыграл главную роль. Молодая жена физика-ядерщика Дмитрия Гусева не понимает, что же с ней не так – может муж разлюбил ее, раз он ходит такой мрачный и задумчивый. Она не знает, что все мысли ее мужа занимает управляемый термоядерный синтез, что в ходе экспериментов по его достижению Дима получил смертельную дозу радиационного облучения и несмотря на это продолжает работу. Западная критика назвала фильм мрачным и хорошо рисующим настроения, охватившие советских людей в 1960-е. Советские власти же относились к "Девяти дням" с опаской – многие особенно жесткие сцены были вырезаны. В частности, по словам самого Баталова, была удалена сцена, в которой его герой приходит на могилу к матери. По сценарию к этому моменту Гусев уже потерял зрение из-за действия радиации – цензоры потребовали убрать это, чтобы не порочить образ советской науки.

Кадр из фильма "Москва слезам не верит"

Необыкновенный слесарь Георгий

"Москва слезам не верит", реж. Владимир Меньшов, 1979

Этот фильм расколол советских зрительниц на два лагеря. В одном считали поступок героя Баталова слесаря Гоши отвратительным – бросить женщину только из-за того, что она зарабатывает больше! В другом мечтательно вздыхали – ведь все-таки потом он к ней вернулся, да и вообще, знаете ли, интересный мужчина. В одном все зрительницы сходились – главное, что его играет Баталов.

Кадр из фильма "Три толстяка"

Юный и прекрасный гимнаст Тибул

"Три толстяка", реж. Алексей Баталов и Иосиф Шапиро, 1966

В 1966 году Алексей Баталов в сотрудничестве с режиссером Иосифом Шапиро экранизировал повесть Юрия Олеши "Три толстяка" о мятеже простого народа в королевстве, всю власть в котором захватили три отъевшихся богача. Этот фильм не был режиссерским дебютом Баталова – в 1956 году он снял "Шинель" по повести Гоголя. Но в "Трех толстяках" он также сыграл и одну из главных ролей – красавца-канатоходца Тибула, друга храброй девочке Суок и лидера восстания Просперо.