Форма поиска по сайту

Технодопинг: тайное оружие нечистых на руку и чистых по анализам спортсменов

Фото: ТАСС/Виталий Белоусов

Спортивное сообщество сегодня было шокировано необычной новостью – на мировом чемпионате по велокроссу зафиксировали один из первых случаев технодопинга в истории этого вида спорта. Один из участников заезда установил в раму байка скрытый мотор и фактически ехал на мопеде. В конечном итоге злоумышленника поймали, раскрыли и, по всей видимости, дисквалифицируют. Что такое технодопинг и как бороться с новой напастью – в материале спортивного обозревателя m24.ru Василия Макагонова.

Дорогие читатели, просто вдумайтесь в это слово – "технодопинг". В нем есть что-то магическое, выделяющее его из толпы других нечестных способов ведения борьбы. К допинговым скандалам, к сожалению, в последнее время отечественные любители спорта уже привыкли. Договорные матчи – тоже событие не из самых туманных. В прессе регулярно появляются публикации о теннисистах, футболистах и боксерах, сдающих поединки за деньги. А тут – технодопинг! Это и звучит-то солидно.

Между тем, ничего нового в технодопинге нет. И даже в нем отечественные атлеты уже успели отличиться. Самый известный случай технодопинга произошел на Олимпиаде в Монреале в 1976 году. Советская сборная по фехтованию прибыла на Игры в максимально сильном составе и буквально рвала своих соперников. Особенно в этом деле усердствовал знаменитый Борис Онищенко, который громил противников с какой-то подозрительной легкостью. Между прочим, золотой медалист предыдущей Олимпиады в Мюнхене.

Однако вскоре подозрительным успехам Онищенко было найдено объяснение – один из судей заметил, что лампочка, сигнализирующая об удачном попадании, зажглась, когда никакого укола не было. Стали разбираться и выяснилось, что в рукоятку шпаги советского спортсмена была встроена потайная кнопка, которая зажигала лампочку на фиксаторе уколов. Иными словами, Онищенко в нужный момент жал кнопку и без особых проблем выигрывал поединки.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Его ждала длительная дисквалификация, а сборная СССР без Онищенко выбыла из дальнейших соревнований.

Но не стоит думать, что технодопинг – это нечто присущее лишь таким видам спорта, как фехтование или "Формула-1". В широком смысле слова это любое действие, любая махинация с инвентарем, которая не укладывается в спортивные правила и дает преимущества определенному участнику.

Например, вот возьмем бокс. Казалось бы, нисколько не технологичный вид спорта. Два мужика в ринге наносят друг другу увесистые плюхи, время от времени падая на настил ринга. Иногда теряют капу, еще реже зубы, а в отдельных случаях и сознание – после какого-нибудь особенно удачного хука или апперкота. Что можно придумать в боксе?

Такой массовик-затейник, как Майк Тайсон, например, любил выходить на бои в невменяемом состоянии, нанюхавшись кокаина. Такая мелочь, как сдача допинг-теста, его в общем-то не слишком волновала. Он оборудовал себе искусственный подложный половой орган, наполненный чужой мочой и после поединков старательно ломал комедию перед комиссией. И знаете, всегда прокатывало!

Боксерский поединок Лебедева и Тони. Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

Но это допинг. А есть и пример технодопинга. Самым страшным преступлением в боксе всегда считались махинации с перчатками. Кто-то там "свинчатку" зажмет для большей увесистости, кто-то наденет чрезмерно жесткие перчатки. Надо сказать, что существуют определенные регламенты на жесткость перчаток, и они сильно отличаются в любительском и профессиональном боксе.

В июне 1983 года подающий надежды 21-летний американский боксер Билли Коллинз-младший вышел на ринг против пуэрториканца Луиса Ресто. Коллинз считался явным фаворитом, он был непобежденным, тогда как Рестов проиграл треть всех боев на профессиональном ринге.

Но все пошло иначе. Ресто лупил противника как макивару, не обращая внимания на ответные атаки Коллинза, считавшегося неплохим нокаутером. К концу боя лицо американца весьма сильно напоминало отбивную, на нем просто не было живого места. Зрители гадали, каким образом Ресто, не обладавший особо сильным ударом, сумел так разукрасить своего противника. Сразу после боя, который выиграл пуэрториканец, открылась истина. Дело в том, что перед боем тренер Ресто удалил из перчаток часть набивки, а бинты, которыми обвязал свои руки его подопечный, вымочили в гипсовом растворе. Таким образом, каждый "панч" Ресто сильно смахивал на полновесный удар каменной дубиной. Не стоит и говорить, что за подобные фокусы и Ресто, и его тренеры были пожизненно дисквалифицированы.

Как же бороться с технодопингом, спросите вы. Бдительностью, бдительностью и еще раз бдительностью. Если один из спортсменов, ранее не отличавшийся особыми талантами, неожиданно начинает "зажигать" и проходит все допинг-тесты, его следует проверить. Вдруг под его перчатками находятся бинты, залитые гипсом, или в рукоятке рапиры оборудована потайная кнопка. Что же касается наказания за такой вид "деятельности", то оно должно быть строже, чем за обычный допинг. Ведь в этом случае не может быть никакой ошибки – нечестные способы ведения борьбы использовались намеренно. Это не какой-нибудь нандролон, который мог случайно попасть в организм спортсмена вместе с антибиотиками.

А мне остается лишь сделать смелое предположение о том, что в ближайшие годы количество допинговых скандалов будет снижаться, а технодопинговых – расти. Ведь пределов человеческой изобретательности не существует.