Кадр из фильм "Воровка книг". Фото: ameninaqueroubavalivros.com.br
Германия, 1939 год. После того, как отец девятилетней Лизель Мемингер, который был как-то связан с коммунистами, внезапно исчезает, мать, чтобы спасти детей от преследования, решает передать их приемным родителям. В дороге брат Лизель умирает от болезни - прямо на глазах у сестры. На его похоронах девочка подбирает свою первую книгу – "Наставления могильщикам". Вскоре Лизель попадает в маленький городок под Мюнхеном, где ее встречают приемные родители – Ганс и Роза Хуберман. С мачехой, которая поначалу кажется грубой, у Лизель не сразу складываются отношения. Зато с учтивым Гансом девочка с самого начала находит общий язык. Вскоре отчим начинает учить ее читать, и чтение становится единственной отрадой ребенка среди ужасов войны… Тем временем, в местной школе у Лизель появляется друг – соседский мальчик Руди Штайнер, который мечтает о карьере спортсмена-бегуна и восхищается чернокожим атлетом Джесси Оуэнсом, завоевавшим четыре золотые медали на Берлинской Олимпиаде. Руди до безумия влюблен в Лизель, но девочка слишком увлечена книгами... Кроме того, вскоре у дверей дома Хубераманов появляется незнакомый молодой человек, падающий с ног от усталости и голода. Парня зовут Макс Ваттенбург, и он – еврей, скрывающийся от нацистов. Ганс, связанный клятвой, данной на войне отцу Макса, прячет опасного беглеца в подвале своего дома…Кадр из фильм "Воровка книг". Фото: ameninaqueroubavalivros.com.br
Среди множества способов рассказать о войне, один из самых беспроигрышных – показать войну глазами ребенка. Однако австралийского писателя Маркуса Зузака, автора бестселлера "Воровка книг", вряд ли можно упрекнуть в отсутствии творческой смелости. В его романе повествование ведется от лица Смерти, наблюдающей за персонажами и время от времени комментирующей происходящее, иногда – в силу всезнания – забегая вперед (Смерть у Зазука, в соответствии с англоязычной традицией -- мужского пола), Разумеется, эту особенность романа создатели нового фильма не смогли перенести на экран адекватно. Согласно правилам хорошего перевода, неизбежно утерянное здесь компенсируется – и не только обычными средствами блокбастерного кино (пафосный саундтрек от Джона Уилльямса, по-голливудски профессиональная съемка), но и великолепной игрой превосходных актеров (прежде всего - Джеффри Раша и Эмили Уотсон), благодаря которой персонажи книги оживают и перестают быть абстрактными фигурами на фоне исторических событий.Кадр из фильм "Воровка книг". Фото: ameninaqueroubavalivros.com.br
В итоге, "Воровка книг" получилась, пожалуй, слишком мелодраматичной по сравнению с книгой, но, благодаря своей основе, все же не скатывающейся ни в опасный наставительный тон, ни в пошлую историю под стать тем, которые так прижились в жанре мюзикла. Главное сохранилось. Роман "Воровка книг" - не только книга об ужасах войны и не только история жизни обычной девочки в Германии времен войны. Это еще и книга о ценности книг, и как раз эту деталь авторам фильма удалось не только сохранить, но даже усилить (в фильме Макс дарит Лизель не книгу, как у Зузака, а пустой блокнот с дарственной надписью и одним-единственным словом на иврите – "пиши"). Сейчас, когда столько говорят о кризисе литературы, книг и даже букв как средств познания, столь искреннее и трогательное признание в любви к книгам делает фильм по-настоящему личным и ценным. Благодаря этому штриху, "Воровка книг" перестает быть обычным голливудским блокбастером. Она становится фильмом, который вряд ли можно будет забыть - и, возможно, захочется посмотреть еще не один раз.Читайте также