Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
30 сентября в Музее современного искусства "Гараж" открылась выставка подпольного словенского искусства "NSK: от "Капитала" к капиталу". Впервые в России можно увидеть работы художников направления Neue Slowenische Kunst ("Новое словенское искусство", сокр. NSK), предоставленные Музеем современного искусства Любляны. В экспозиции собраны арт-объекты и документация всех ключевых событий Югославии 1980-1992 годов: концертов, выставок, театральных постановок, перформансов, подпольных акции и публичных выступлений. Проект "NSK: от "Капитала" к капиталу" представляет собой обзор югославского искусства 1980-х годов, то есть накануне распада страны. И объединение Neue Slowenische Kunst ("Новое словенское искусство", сокр. NSK) стало наиболее радикальным проявлением культурных и общественных настроений той эпохи. Куратор выставки в "Гараже" – Зденка Бадовинац, директор Музея современного искусства Любляны, откуда и приехала большая часть работ.IRWIN "Смерть идеологии", 1988
Чтобы разобраться в том, что означают все эти радикальные лозунги и оленьи головы, из которых состоит выставка в "Гараже", нужно понять особенности социальных и культурных настроений эпохи. "В начале 1990-х в Югославии шла война, которая поставила кураторов и художников перед вопросом, какую роль они играют в сложившейся ситуации", – рассказывает Зденка Бадовинац. В постсоветской России об искусстве этого периода практически не говорили – ни тогда, ни впоследствии. Одним из первых шагов в попытке осмыслить эту ситуацию через искусство стала конференция 1996 года "Жить с геноцидом", посвященная войне в Боснии и геноциду мусульман. К ней привлекли главных фигур арт-сцены.IRWIN "Капитал", 1991
Художники группы IRWIN начали работать над проектом "Капитал" в тот момент, когда Социалистическая Федеративная Республика Югославия еще существовала. Работа была завершена уже после распада государства, и этот факт, безусловно, оказал огромное влияние на смысл и интерпретацию проекта. По словам куратора, NSK поставили под сомнение дуализм "социализм против капитализма", предложив альтернативную модель построения общества. Это сделало NSK глобальным культурным явлением, выходящим за рамки одной страны и одного десятилетия.IRWIN. Проект "Капитал", 1991
Ведущим художником группы IRWIN был Борис Гройс, один из главных российских кураторов современности. В статье "IRWIN: тотальнее, чем тоталитаризм" он рассуждает на тему того, что русский авангард не самостоятельная эпоха, а лишь определенная форма тоталитарного искусства, которое вновь обрело силу на волне югославских событий. Это подчеркивали и сами художники: опираясь на образы, которые имеют сильные политические и/или художественных трактовки, в том числе фашистского, советского, религиозного и супрематического толка, работы IRWIN имели травматический и провокационный эффект.IRWIN. Проект "Капитал", 1991
При этом, даже учитывая использование фашистских или советских символов, искусство IRWIN не предполагало прямого обращения к фашистской или советской идеологии. Через иронию художники пытались продемонстрировать насколько кратковременна историческая память общества, учитывая, что менее чем через полвека после окончания Второй мировой войны государства вновь развязывают военные конфликты и переходят к тоталитарным формам правления.IRWIN. Проект "Капитал", 1991
Оленья голова, которая многократно изображается и используется в работах IRWIN, также становится политическим знаком: это старый символ словенских народов, символ Австро-Венгрии, которая управляла этим регионом до Первой мировой войны, и символ, принятый в XX веке коммунистической партией боссов (боснийцев, то есть югославов). В заключении этого, в борьбе за независимость Словении, дикая природа была вновь использована, на этот раз как символ объединения народа.IRWIN "Один (с православными крестами)", 1997–2001
"Художники предложили мощнейшую критику не только социалистического режима, но и капитала, агрессивно вторгавшегося в тот момент в бывшую Югославию. Их критика была не только обращена на тоталитаризм (на конкретно социалистический тоталитаризм), но и на самый могущественный тоталитаризм нашего времени – всемирный капитал. А его сложнее распознать, он не окрашен в черное и белое и может быть весьма приятным и ярким. Вот он вторгся в наши так называемые внутренние пространства", – поясняет куратор выставки Зденка Бадовинац.Группа Laibach, афиша выступления 5 мая 1984 года
Группа Laibach стала еще одним участником объединения NSK. Эта индастриал-группа также использовала в своих выступлениях лозунги милитаризма и тоталитаризма в качестве провокации. Созданный в 1980 году, коллектив сразу начал сотрудничать с IRWIN и театральной труппой "Сестер Сципиона Назики". Первая выставка Laibach называлась "Красные районы" и была запрещен еще до открытия за "неправильное и безответственное" использование черных крестов Казимира Малевича, отсылающее к фашистской эстетике.Группа Laibach. Laibach mosaic, 2010
Первая выставка объединения прошла в Белграде год спустя. Этот проект и концерты группы привлекли внимание полиции из-за использования политических лозунгов и милитаристских выкриков музыкантов со сцены. кульминацией истории стало выступление группы на фестивале Novi Rock в Любляне, где фронтмен Томаж Хостник появился в военной форме. Этот шаг привел к беспорядкам в толпе, и кто-то бросил ему в лицо бутылку с водой, причинив музыканту тяжелую травму. Все это привело к тому, что после концерта в Загребе 11 декабря 1982 года Хостник покончил жизнь самоубийством.IRWIN. Серия "Монохромы", 2008
Определенный социальный, культурный и политический контекст и предчувствие распада Югославии привели к тому, что в 1980-х годах творчество группы NSK стало наиболее ярким выражением общественных настроений. Их агрессивная позиция и не всегда считываемая ирония (а иногда и ее абсолютное отсутствие) превратились в своего рода знаки эпохи. Сегодня, кажется, эти вопросы уже не актуальны. Или все-таки актуальны?Читайте также