Фото: m24.ru / Александр Авилов
В Мультимедиа Арт Музее открылись сразу две новые экспозиции: первая персональная выставка фотографа Андрея Баскакова, одного из основателей и бессменного председателя Союза фотохудожников России, получившая название "Жизнь в фотографии", и выставка графики французского фотографа, музыканта и художника-иллюстратора Паскаля Кольра.
В Париже Кольра хорошо знают даже те, кто никогда не ходит по музеям и не является ценителем высокого искусства. Он автор множества обложек для газет Liberation, Rue 89 и рисунков для Le Mond. Сегодня во Франции газетная и журнальная иллюстрация – совершенно самостоятельный жанр, в котором работают художники с мировыми именами. Но на выставке "6 месяцев мечтаний" зрители увидят другого, не газетного мастера, обычно откликающегося на остросоциальные сюжеты. В Москве представлены иные работы Кольра: трогательные, чуть наивные, но всегда со глубоким подтекстом.
Фото предоставлено пресс-службой. Паскаль Кольра "Двое, которые счастливы от того, что могут ужинать каждый вечер вместе"
Его произведения часто сравнивают по духу с классическими иллюстрациями к "Маленькому принцу" Экзюпери: в простых человеческих чувствах Кольра открывает подлинный смысл жизни, а его фантазии и наивный сюрреализм раскрывает сложные философские вопросы. Графический подход очень прост: обычно на листе, зачастую вырванном из блокнота или альбома, нарисованы всего лишь одна или две фигуры, а уже подпись раскрывает сюжет, например, "Человек, который клеил окна на стены" или "Двое, которые счастливы от того, что могут ужинать каждый вечер вместе".
Фото: m24.ru / Александр Авилов
"Связь между текстом и изображением всегда было константой в моей работе. Ведь афиша – это всего лишь отношение между изображением и текстом. Когда я делаю постановочную фотографию, то опять же решаю вопрос отношения между изображением и определенной историей. Подпись под снимком дополняет фотографию, она ей необходима. Мои рисунки подчиняются тому же принципу – рисунок без текста или текст без рисунка не имели бы никакого смысла", – рассказал Паскаль Кольра.
На выставке представлены не только итоговые печатные варианты графических изображений, но и самые первые наброски, пришедшую в голову художника.
"Меня всегда смущала сакрализация оригинала," – объяснил автор, много лет изучавший искусство плаката и работавший с афишами, в основе которых лежат принципы простоты подачи материала и тиражности. Поэтому оригинальный рисунок, сделанный карандашом или тушью – это лишь первый шаг к воплощению замысла, который можно дорабатывать от эскиза к эскизу. Паскаль Кольра – художник, для которого человечность, любовь, доброта – не просто слова. Для него счастье каждого маленького человека – это огромный мир.
Фото: m24.ru / Александр Авилов
Еще одна новая выставка, открывшаяся в пространстве МАММа – это первая персональная экспозиция фотографа Андрея Ивановича Баскакова, классика советской фотографии, основателя и бессменного председателя Союза фотохудожников России, ушедшего из жизни в прошлом году.
В нее вошли более 100 работ, созданных в 1970-1980 года, многие из них публика увидит впервые. В основе выставки – три наиболее ярких по изобразительному решению кадра серии Баскакова: "Птичий рынок", "Сенокос" и "Средняя Азия", а также репортажные и портретные снимки, включая портреты известных фотографов.
Баскаков – фотограф живых людей. В своей работе он сумел сохранить все лучшее, что есть в любительской фотографии, ее непосредственность, живость, искренность, и перенести их в профессиональное фотоискусство. Он не гонится за редкими и эксклюзивными кадрами, а делает серии снимков, на которых запечатлена обыкновенная жизнь простого человека. При этом, мастер всегда четко схватывает композицию, сложная ритмика которой является главным строительным материалом кадра.
Фото: m24.ru / Александр Авилов
Андрей Баскаков всегда занимал особое место в фотографическом сообществе. Являясь тонким и умным фотографом, он обладал к тому же выдающимися организаторскими способностями, был крупным общественным деятелем. Возглавляемый им Союз фотохудожников России, изначально состоявший из двухсот человек, в настоящее время объединяет более двух тысяч мастеров почти из всех регионов страны.
Андрей Баскаков искренне болел за творческую судьбу каждого фотографа, проводил огромное количество выставок по всей России и за рубежом, организовывал конкурсы, фестивали и мастер-классы, но так и не сделал ни одной персональной экспозиции, оставив свое творчество на суд потомкам и последователям.