Фото: m24.ru/ Евгения Смолянская
В рамках 6-ой Московской биеннале современного искусства в ММСИ на Тверском бульваре проходит совместная выставка французского художника Лорана Перно и российского хореографа Анны Абалихиной. Специально для m24.ru Лоран рассказал о своем творческом пути, о проблемах французского современного искусства и о том, почему он сжигает книги после прочтения.– Лоран, расскажите о своем проекте, который вы представляете на Московской биеннале и на театральном фестивале "Территория".– В ММОМА сейчас проходит полноценная выставка моих работ, а Анна параллельно представляет свой перформанс, который ее команда будет показывать несколько вечеров подряд. Мы придумали с ней этот совместный проект весной, когда я в мае приезжал в Москву. От той поездки остались чудесные воспоминания. Меня очень заинтересовали ее работы, и мы решили сделать что-то вместе. И вот "Территория" свела нас воедино.
Фото: m24.ru / Евгения Смолянская
– И перформанс будет показан на этой выставке?– Да, это будет специально отведенное под него место. Идея Анны состоит в том, что хореография – это больше, чем простое изучение пространства. Для меня объекты всегда остаются объектами. И с теми объектами, которые я создаю, на самом деле, сложно взаимодействовать. Поэтому для нас обоих интереснее создать что-то новое, что может возникнуть благодаря взаимодействию художника и хореографа. Поэтому большинство моих работ создают окружающее пространство – располагаются на стенах, на полу или проецируются на поверхности. И представление Анны будет проходить среди них.
– Как связаны ваши работы с идеей хореографического перформанса?– Все произведения, которые я подготовил к этой выставке, так или иначе отсылают к главной теме моего творчества – времени. Работы размещены на двух этажах. Первый – светлый, как день, а второй – темный, как чердак дома. Большинство из работ – скульптуры и инсталляции, которые представляют собой замороженные предметы: цветы, фотографии, книги. Нам обоим было интересно создать диалог. И Анна привносит жизнь в этот проект в прямом смысле слова, потому что сами объекты безжизненны.
Например, я рисую пейзаж на стене, созданный из сожженных книг. Использую пепел книг по истории, научных или художественных книг, газет – любого носителя знаний. Я сжигаю их, чтобы воссоздать изображение какого-либо ландшафта, и в этом заключается идея перерождения. Я пытаюсь поразмыслить над проблемой утраты знаний, о том, что делать, когда какие-то навыки утеряны. Мы живем в то время, когда знаний очень-очень много, больше, чем когда-либо, но в то же время, они такие хрупкие. Любые знания, информация, навыки, каждая книга и каждое слово со временем должны исчезнуть.
Так возникает вопрос, относящийся к перформансу, который Анна задает в пространстве безжизненного ландшафта: как мы сможем жить, когда вся память и все знания исчезнут?
Фото: m24.ru / Евгения Смолянская
– А ранее вы работали с сожженными книгами?– Да. Эту работу я делал для выставки в Париже, теперь она находится в частной коллекции. Я взял из своей личной библиотеки книги и вырвал из каждой по одной странице и сжег их. И затем создал изображение континентов из этого пепла. Идея была в том, что каждый из нас, вырастая и получая образование, оказывается в мире, наполненном знаниями. Но вот я сжег книги, они превратились в пепел, и если на пепел подует ветер, то все исчезнет. Так все знания стали хрупкими. Для меня это аллегория памяти, того, как мы воспринимаем мир. Потому что память тоже очень хрупкая. Она существует, пока человек жив, и даже меньше, потому что многие воспоминание исчезают за мгновения. Но теперь я решил работать с пеплом по-новому. Поэтому для меня это тоже эксперимент. И это сотрудничество с Анной – тоже эксперимент своего рода.
– Но если мы сохраняем наши знания в материальных объектах, в тех же книгах, то они смогут остаться в мире и после нашей жизни. – Да, книги – это настоящее, которое мы создаем для будущего. Это свидетельство нашей жизни. Наши следы на песке времени. И любой предмет может быть «прочитан», как книга. Но, тем не менее, весь предметный мир очень хрупкий. Его очень легко уничтожить.
Фото: m24.ru / Евгения Смолянская
– Вообще-то, мне кажется, что хрупкость реального мира документальное фото передает даже лучше чем книги.– О да, я действительно уже работал с документальной фотографией, но не просто как с возможностью фиксации фактов. Я сделал несколько документальных серий для конкретных проектов. Например, одна из них была сделана для выставки в Пале де Токио в Париже. Это были фото, что я делал в Бразилии. Серия была посвящена уникальной и удивительной истории этой страны. Иногда также занимаюсь документальной фотографией в коллаборациях, например, для fashion-проектов или для перформансов.
– А чем вы занимались до сожжения книг?– Это был долгий путь. Изначально я учился фотографии. Но потом меня больше стали интересовать взаимоотношения между зрителем и объектом, начал заниматься видео. Это, конечно, была интересная работа, потому что видеопроекты сложно осуществить: необходимо контролировать свет, качество цветов и многое другое. Я путешествовал с ними по фестивалям всего мира, получал призы. Но в какой-то момент понял, что почти все время проводил у компьютера не видя реальной жизни. Мне не хватало физически ощущаемого предметного мира, и мой интерес сдвинулся в сторону объектов. Поэтому переход к нынешним формам очевиден. Я начал экспериментировать с материалами и техниками: с гипсом, резиной, живописью. Когда у меня появляется идея, то я могу попробовать воссоздать ее в разных материалах, подобрать хорошую технику, которая максимально отразила бы эту идею. Техника для меня всегда следует за идеей и жаждой эксперимента.
Фото: m24.ru / Евгения Смолянская
– Есть ли общие темы и проблемы для современного французского искусства? Можно ли сказать, что ваше творчество характерно для него и находится в мэйнстриме? Или оно развивается параллельно?– Вообще идейно меня вдохновляет много художников. Но в основном во Франции мастера сконцентрированы на привлечении внимания к проблемам равенства в нашей стране. Также есть другой угол зрения, когда делается акцент на интеллектуальной литературе или национальном кино.