Форма поиска по сайту

Сумасшедший русский стиль: в ГМИИ открылась выставка Льва Бакста

Фото: m24.ru/Александр Авилов

В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в рамках фестиваля "Черешневый лес" открывается выставка "Лев Бакст / Léon Bakst. К 150-летию со дня рождения". С 8 июня экспозиция будет открыта для посетителей.

Вчера в музее состоялся торжественный вечер, посвященный этой масштабной выставке. "Мы старались, чтобы это был рассказ про художника, который создавал мир красоты, который пытался отринуть штампы, чтобы сделать мир вокруг себя прекрасней, чтобы включить абсолютно все краски, которые казались ему важными в свой рисунок," – сказала директор ГМИИ Марина Лошак.

На выставке представлено 250 уникальных работ, среди которых живопись, графика, эскизы тканей, театральных костюмов и декораций, к легендарным дягилевским постановкам балетов "Клеопатра", "Шехеразада", "Синий бог" и многих других спектаклей, представленных в рамках Русских сезонов в Париже в начале XX века. Экспозицию собирали по всему миру: отдельные работы были доставлены в Москву из Центра Жоржа Помпиду, из музея Виктории и Альберта в Лондоне, из частных коллекций Европы.

Инициатором и куратором выставки выступил Джон Э. Боулт, директор Института современной русской культуры при Университете Южной Калифорнии. По его словам, организаторы попытались отразить все аспекты творчества Бакста: живопись, портреты, костюмы, и тот факт, что к концу жизни он заинтересовался кинематографией. "Я очень благодарен сотрудникам музея за хорошую работу. Выставка эта была очень сложная, мы брали много экспонатов из разных коллекций, государственных и частных, но в конце концов справились," – сказал Боулт.

Джон Э.Боулт Фото: m24.ru/Александр Авилов

"Я верю в знаки судьбы. Почему Бакст находится в музее Пушкина? Как вы знаете, Пушкин любил ножки, а Бакст, как выясняется, не любил, потому что год назад, на финальной стадии подготовки нашей выставки, прыгнув от радости, я сломал себе ногу, а несколько месяцев спустя второй куратор, Наталья Автономова тоже прыгнула от радости и тоже сломала ногу. Так что, господа, ходите по выставке с осторожностью," – добавил он.

[html]<iframe src="https://www.facebook.com/plugins/video.php?href=https%3A%2F%2Fwww.facebook.com%2Ftheartsmuseum%2Fvideos%2F1348040358544586%2F&show_text=0&width=560" width="560" height="315" style="border:none;overflow:hidden" scrolling="no" frameborder="0" allowTransparency="true" allowFullScreen="true"></iframe>[/html]

Помимо действительно уникальной композиции на торжественной церемонии открытия была представлена капсульная коллекция итальянского дизайнера Антонио Марраса, создателя именного бренда Antonio Marras, в прошлом – креативного директора модного дома Kenzo. Уникальная коллекция платьев была создана по мотивам рисунков и театральных эскизов Бакста с использованием гофрированных тканей, аппликаций, цветов из ткани и вышивки бисером. Для Марраса Бакст служит постоянным источником вдохновения: "С творчеством Бакста я познакомился в Париже 25 лет назад, и с тех пор я собираю книги и материалы, посвященные этому художнику. Сам я родом с Сардинии, и стиль Бакста, фактура его нарядов для меня очень близки. К тому же мне очень важно, чтобы у наряда были душа и характер, что мы наблюдаем и у Бакста".

Также в экспозиции представлены оригинальные костюмы, созданные по эскизам Бакста для балетов "Русских сезонов". Посетители выставки смогут увидеть знаменитый костюм Вацлава Нижинского в партии Призрака розы, костюм Японской куклы для Веры Трефиловой к балету "Фея кукол", костюмы к балетам "Клеопатра", "Карнавал", "Дафнис и Хлоя", "Тамара", "Шехеразада", "Спящая принцесса".

Создатели выставки попытались отразить самые важные черты визуального языка Льва Бакста. В своих эскизах он создал уникальный вариант русского стиля, который был столь популярен в Европе на рубеже XIX-XX веков. "Бакст ввел такой сумасшедший русский стиль, который больше ассоциировался с Востоком, существовал в парадигме Александра Блока: "Да, скифы мы, да, азиаты мы," – пояснил искусствовед и архитектурный критик Григорий Ревзин. – Самое "русское", что было в репертуаре "Сезонов", это, пожалуй, "Весна священная" – дохристианская Россия, языческие верования. То есть его Россия – это нечто таинственное, спонтанное, что как бы себя не понимает, но тем не менее полно жизненной силы. Этот образ и закрепился на Западе."