Форма поиска по сайту

Ольга Свиблова: "Я всегда считала, что Pirelli – это искусство, а не шины"

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

В Мультимедиа Арт Музее состоялось гала-открытие международного месяца фотографии в Москве "Фотобиеннале 2016". Главным событием вечера стало открытие выставки "The Cal: Pirelli Calendar 2016. Анни Лейбовиц".

Несмотря на то, что из года в год Pirelli приглашал лучших мировых фотографов для съемок обнаженных женщин (исключениями стали календари, выполненные Питером Линдбергом, Патриком Демарьшелье и Стивом МакКарри), в этот раз они дали Анни Лейбовиц полную свободу действий. Отвергнув все стереотипы и глянцевые образы, фотограф пригласила 13 знаменитых женщин с разных концов земли. Все они принадлежат к разным расам, нациям, отличаются возрастом, кто-то из них снимает фильмы про мусульманских женщин, кто-то помогает больным детям, кто-то руководит попечительскими советами музеев и вкладывает деньги в искусство. Всех их объединяет одна цель – своим примером и своей деятельностью они борются за права женщин, детей, расовых меньшинств и подростков. Это не гимн феминизму в привычном понимании термина: в каждой женщине Лейбовиц раскрывает не только внешнюю красоту, которая совершенно отличается от привычных глянцевых стандартов, но и внутреннюю силу образа. По ее словам, "не важно – в одежде женщина или нет, она должна выглядеть привлекательной и сильной". Это уже не первая выставка Лейбовиц в Московском доме фотографии: в рамках "Фотобиеннале 2000" здесь уже были показаны работы одного из величайших фотографов современности.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

"Мы уже показывали работы и Ричарда Аведона и Анни Лейбовиц. Но то, что она сделала в этот раз для календаря Pirelli – в этом она превзошла сама себя, – сказала директор МАММ Ольга Свиблова на открытии экспозиции. – Я всегда считала, что Pirelli – это в первую очередь искусство, а уже потом шины. Мне иногда становится страшно: я не знаю, что мы будем делать на следующий год – потому что лучше уже нельзя. Это абсолютное совершенство. И дело даже не в том, как Лейбовиц выбрала своих героинь, дело в том, что эталоны красоты меняются. Красивыми оказываются люди, которые выглядят так, как они живут. И никакая пластика, никакие стилисты их не сделают красивыми. Лейбовиц не просто показала каждую героиню с беспредельной простотой, но и нашла для каждой героини тот образ в истории искусства, которому они могли бы соответствовать. Я столько лет слежу за тем, как Серена Уильямс одерживает победы на теннисных турнирах, но никогда не думала, что она бесконечно красива. В ней мы можем увидеть все лучшие произведения греческой и римской скульптуры, и египетские барельефы с изображением Клеопатры. В работе Анни Лейбовиц она беспредельно женственна. А из Натальи Водяновой получилась рафаэлевская Мадонна, одетая в шелка с мягкими, тяжелыми складками. Лейбовиц обращается к истокам фотографии, работая с черно-белыми снимками и простейшим фоном. Эта простота есть сила художника.Задержитесь у каждой работы на несколько минут, и у вас в памяти всплывет все, что вы знаете об истории искусства".

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий



Помимо Натальи Водяновой и Серены Уильямс, героями нового календаря Pirelli стали Ширин Нешат – выдающаяся иранская художница, Йоко Оно – музыкант и художник-авангардист, Патти Смит – одна из величайших рок-звезд XX века, президент компании Lucasfilm Кэтлин Кеннеди – одна из наиболее влиятельных персон Голливуда, Эми Шуммер – стэндап-комик, актриса и феминистка, Агнес Гунд – коллекционер и меценат, Меллоди Хобсон – президент благотворительного фонда Ariel Investments, Тави Гевинсон – основательница блога Style Rookie и онлайн журнала для подростков, Ава Дюверней – режиссер и сценарист, чей фильм "Сельма" был выдвинут на премию "Оскар" в 2015 году, и китайская актриса Яо Чэнь – первый китайский посол доброй воли в ООН по делам беженцев.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Одновременно с "The Cal: Pirelli Calendar 2016. Анни Лейбовиц" в музее на Остоженке открылось еще четыре выставки. Среди них – экспозиция работ Вильяма Каррика "Фотографии Российской империи 1860-х –1870-х годов". Объехав всю Европу, Каррик приехал в Санкт-Петербург, основав собственное фотоателье на Малой Морской улице. Здесь он отснял колоссальную коллекцию портретов жителей столицы Российской империи. Благодаря ему до нас дошли подлинные образы таких великих личностей дореволюционной эпохи, как Дмитрий Менделеев, Иван Крамской, князь Николай Александрович Романов, а также портреты характерных типажей того времени: разносчиков, почтальонов, булочников, молочников, извозчиков и так далее. Помимо портретов, Каррик одним из первых в русской фотографии стал снимать сюжеты из народной жизни, а художники часто использовали его снимки вместо натурных этюдов для создания своих картин.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

В рамках XI международного фестиваля "Фотобиеннале 2016" Мультимедиа Арт Музей также представит выставку "Grand Tour: русская версия. Неаполь". Экспозиция станет второй частью проекта Grand Tour после выставки, посвященной Риму, которую посетители музея могли увидеть в декабре 2015 года. Фотографии этой серии рассказывают о традициях так называемого русского Гран тура, в рамках которого посещение юга Италии стало неотъемлемой частью путешествий писателей, философов и художников с начала XIX века. О своем пребывании в Неаполе, Помпеях, Сорренто, Солерно и Амальфи писали Тургенев, Глинка, Гоголь, Герцен, Кипренский, Суриков, Брюллов и многие другие представители русской интеллигенции.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Представленные на выставке серии передают шумную атмосферу южноитальянских городов, одновременно демонстрируя многогранную природу фотографии: ее сложную связь с живописной традицией, способность играть роль путевых заметок и быть источником для изучения меняющегося города.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Одновременно с этими экспозициями в МАММ открылись выставка работ Евгения Гранильщикова "Без названия (после поражений)", подготовленная при поддержке галереи "Триумф", выставка фотографий швейцарца Яна Белински "Люди и не только", "Уездный город Галич (1900-е – 1930-е годы) в фотографиях Михаила Смодора" и проект "Фотографии Микки в соавторстве с Виталием Комаром и Александром Меламидом".