Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий
До 24 декабря на Тверском бульваре работает выставка "Рынки мира", где можно увидеть фотографические работы Вадима Гиппенрейтера, Георгия Пинхасова, Петра Ловыгина, Льва Грановского, Василия Церетели, Александра Тягны-Рядно и Катерины Зу. Экспозиция на открытом воздухе рассказывает о самых примечательных рынках мира: экзотических торговых развалах Азии, колоритных восточных базарах, стихийных рынках африканских племен и тематических европейских ярмарках. Лев Грановский, выступивший в проекте в качестве куратора, рассказал, как фотовыставки на московских бульварах влияют на урбанистику и почему их не ставят на каждом бульваре.Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий
– Как родился этот проект?– Его придумал Яндекс.Маркет в честь своего 15-летия.
– И вас пригласили в качестве художественного руководителя? – Просто я взял шефство над этой площадкой.
– То есть выставки, которые здесь проходят летом и зимой – все под вашим чутким контролем?– Да, я тут локомотив прогресса.
– Это изначально была ваша идея?– Да, я как-то сделал тут свою выставку, мне это очень понравилось, и я понял, что, во-первых, фотографии видят много людей, которые никогда не ходят по музеям, а выставки здесь только с музейным качеством. Поэтому они приобщаются волей-неволей к искусству. А теперь сюда даже специально приезжают. Именно для этой выставки мы изготавливали стенды и заказывали освещение, получали разрешение в департаментах Москвы. И сегодня те фотографы, кто со своими работами по тем или иным причинам не может попасть в музеи и галереи, но при этом их фотографии действительно хорошие, могут прийти к нам с идеями. Это постоянно действующая история.
Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий
– И фотографы приходят?– Как правило, наоборот. До "Рынков мира" здесь довольно долго шла выставка, посвященная дню города – очень интересная выставка о Москве. Мы увидели фотографии Константина Кокошкина, и я решил, что это будет его персональная экспозиция. У него в жизни не было сольных выставок, и он совершенно обалдел от счастья: вдруг посреди Москвы у него будет возможность показать свои работы самой широкой аудитории.
– После Нового года какая-то выставка уже запланирована?– Даже до Нового года. Скорее всего это будет подборка интерьерных снимков по Пушкинскому музею. И скорее всего, этот проект тоже сольным, но точно не моим.
– Фотографии вы собирали под одну идею? Ведь среди авторов, представленных на выставке, есть известные имена, а есть работы тех, кого мы знаем совершенно не по фотографическим работам.– Лично меня интересуют кадры, а не фотографы. В этом отличие нашей истории от музеев и галерей. Их интересуют имена. А мне хочется, чтобы выставки были посвящены именно фотографиям. На самом деле сложно найти материал такого формата. Он должен быть качественным и разнообразным. Когда мне предложили проект "Рынки мира", я был настроен пессимистично. Считал, что не собрать 60 фотографий различных рынков.
Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий
– Если проект пользуется успехом, то почему на других бульварах не организовать что-то подобное?– У вас есть деньги на другой? Эта выставка с технической точки зрения стоит очень дорого. Печать, монтаж, свет, уборка – все это вкупе больше миллиона рублей.
– Сложно искать спонсоров под такие проекты?– Это философский вопрос, не имеющий отношения к фотографии. Проблема финансирования касается всего мира с того момента, как были придуманы деньги.
Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий
– Когда вы впервые начали заниматься этим проектом, ориентировались на мировую практику?– Когда я начал заниматься проектом, выставки на московских бульварах уже проводились. У меня было несколько работ, которые никогда никуда не брали. Есть фотографы, которые снимают дикую природу, и они лоббировали свои интересы, поэтому мои работы хищных животных никуда не брали. И под эти снимки у меня получилось организовать проект. Но сейчас меня как фотографа эта история не очень интересует – я и так много где выставляюсь.
Я позиционирую площадку как место, куда могут попасть люди со своими снимками, которые об этом в жизни не мечтали. Вам самим станет намного интереснее работать и развиваться, если мы позвоним и предложим представить 10 ваших работ на выставке в центре Москвы. Это в целом продвигает фотографию и воспитывает вкус у людей. Была замечательная история еще на моей выставке: две старушки ходили, смотрели снимки поздно вечером. И вдруг к ним подходит бомж, хватает одну за локоть и говорит: "Пойдемте! Я вам кое-что покажу!" Она в ужасе пыталась от него отстраниться, а он ее дотащил до какой-то фотографии и сказал: "Посмотрите, как цветы сняты!" Здесь же бездомные раньше спали на скамейках, а с тех пор, как выставка стала действующей постоянно, они исчезли. Нашу инициативу с проектом поддержала полиция, потому что здесь сменилась обстановка: сюда пришла другая аудитория. Это полезно и для города, и для фотографа, и для людей.
Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий
– Значит, можно было бы развивать идею...– Это дорого, как я уже сказал. Есть такой термин – мультипликация: например, открыл одну аптеку и тут же открываешь еще пять. И вы спрашиваете меня, фотографа-любителя, почему вы не сделали еще десять. Это же не коммерческий проект.
– Ну бросьте, вы давно перешли из категории любителей в профессионалов, на которых равняются другие.– Я любитель. Знаете, чем отличается профессионал от любителя? У любителя, как правило, нет времени на съемку, потому что он должен работать. А у фотографа сколько угодно времени на съемку, потому что у него работает жена. Это совершенно четкое разделение.