За свою сорокалетнюю карьеру она успела сыграть в "Тутси" с Дастином Хоффманом, сотни раз выйти на театральную сцену, дважды получить "Оскар" и перевоплотиться из монашки в ведьму в сериале "Американская история ужасов". А совсем недавно Джессика Лэнг, которой в апреле исполняется 65, стала лицом бьюти-кампании Marc Jacobs.
Кино и театр, впрочем, далеко не единственные виды искусства, интересующие эту женщину: она давно и серьезно увлекается фотографией. Как признается сама Лэнг, ее Leica – это способ сбежать от ярких софитов, слиться с окружающим миром и, став невидимой, заметить то, что обычно ускользает от чужих глаз.
Свою фотовыставку "Незримое", уже побывавшую во многих городах мира, Джессика 12 марта привезла в московский Мультимедиа Арт Музей. M24.ru побывал на открытии и составил путеводитель по черно-белым впечатлениям Лэнг – актрисы, фотографа и просто красивой женщины.
Джессика Лэнг. Фото: m24.ru
Джессика увлекалась фотографией еще в юности – когда училась в Миннесотском университете. Она даже получила стипендию на обучение этому мастерству, однако судьба распорядилась так, что актерская карьера отодвинула страсть Лэнг к фотокамере на второй план.
В 90-х Джессика вновь занялась фотографией – когда известный драматург (а по совместительству муж) Сэм Шепард подарил ей камеру Leica. "Я решила фотографировать своих детей – делать что-то вроде документальной хроники нашей жизни. Еще я брала камеру с собой в путешествия", - вспоминает Лэнг.
Фото: mamm-mdf.ru
Девочка со змеей – это внучка Джессики, которой на момент снимка было около четырех лет. "Мы тогда шли с завтрака. Она увидела змею и, абсолютно не боясь, взяла ее в руки. Это удивительно – то, насколько дети бесстрашны! У меня оказался с собой фотоаппарат, и я ее щелкнула. Ядовитых змей в наших местах не водится, так что потом мы пересилили себя и тоже подержали "находку" в руках", - с улыбкой вспоминает Лэнг.
Фото: m24.ru
Фотографии Лэнг – это отражение личного, авторского взгляда на мир. По словам актрисы, это ее собственное восприятие, эмоции, которые цепляют. Джессику влечет "интимность" этого вида искусства, возможность побыть не перед камерой, а за ней, шанс создать собственное видение вместо того, чтобы воплощать в жизнь чье-то чужое.
"Фотография – это нечто совершенно противоположное тому, что я столько лет делала как актриса. Я была тем, за кем наблюдают, а как фотограф я могу стать наблюдателем сама.
Актер постоянно окружен сотнями людей и бурями креативной энергетики. В какой-то момент я осознала, что фотография все больше привлекает меня как способ убежать от всего этого, побыть невидимой для других. Для меня это занятие – своего рода медитация. Когда я фотографирую, я остаюсь наедине с окружающим миром, я могу часами бродить по улицам, наблюдая за тем, как заходит солнце", - рассказывает Джессика.
Фото: m24.ru
Джессика не любит кадрировать свои снимки. Она не осуждает фотографов, которые меняют границы кадра, но говорит, что самой ей так делать не нравится. Все фотографии Лэнг печатает именно в том виде, в каком они были сделаны.
Кстати, в ранний период увлечения фотографией Джессика самостоятельно проявляла пленку. Актриса говорит, что некоторые тонкости этого занятия ей объяснили в университете, а некоторые она постигала сама - читая надписи на пузырьках с химическими растворами и подбирая правильную фотобумагу. Дома в Миннесоте у нее даже была обустроена специальная темная комната, в которой она занималась проявкой, но с переездом в Нью-Йорк возможность регулярно проводить там время пропала.
Позже Джессика нашла хорошего мастера, которому стала отдавать свои пленки. "Он профессионал, который порой может привнести в мои кадры при печати нечто такое, чего сама я никогда не смогу", - рассказывает Лэнг.
Фото: m24.ru
У фотографий на выставке нет абсолютно никаких подписей – зритель не знает ни названий, ни дат снимков, ни даже мест, где они были сделаны. Дело в том, что, по мнению Джессики, подобные уточнения совсем не важны. Где и когда что-то происходит – не главное: первична эмоция, энергия, сиюминутное впечатление, пойманное камерой. По той же причине Лэнг отдает предпочтение черно-белой пленке – считает, что цифра и цвет заставляют кадры терять свою глубину и характер.
"Когда ты снимаешь на пленку, в фотографии остается эффект загадочности. Ты не узнаешь, получилось бы у тебя то, что ты хотел, пока не проявишь ее. А еще меня привлекают черно-белые кадры: монохромность, игра света и тени – все это делает снимки выразительней", - рассказывает Лэнг.
Фотографии Лэнг – это эмоции, попавшие в фокус и запечатленные объективом. Это пейзажи, в которых отразились ее собственные сиюминутные ощущения, случайные прохожие, которых она увидела на улицах, их мимолетные жесты и чувства.
"Для меня история – в моменте. Именно короткие мгновения заставляюсь меня поднять камеру и нажать на кнопку. Это может быть случайное движение женщины, надевающей туфлю. Или жест мужчины, который во время танца намеревается положить руку на талию партнерши", – говорит о своих фотоработах Джессика Лэнг.
Фото: m24.ru
Самая любимая фотография Джессики – кадр, запечатлевший объятия субтильного парня и брюнетки, которая по своим габаритам его слегка превосходит. Этот снимок она описывает с улыбкой: "Молодой человек выглядит так, будто попал в рай, когда эта девушка прильнула к нему, практически вжав в стену".
Больше всего Джессика Лэнг любит фотографировать Мексику. Как говорит куратор выставки Энн Моран, ее страсть к этому месту столь очевидна, что в этих краях у актрисы даже меняется манера съемки – кадры становятся еще более душевными.
Фото: m24.ru
"Чтобы сделать серию фотографий с танцами, Джессика на протяжении нескольких часов наблюдала за парами. Снимая, она старалась остаться незамеченной, слившись с окружающим миром, не обнаружить танцующим своего присутствия", - рассказала куратор выставки "Незримое" Энн Моран.
Фото: m24.ru
Еще одна серия мексиканских работ, вошедшая в выставку – это фотохроника 13-дневного карнавала, который проходит Чьяпасе. Он посвящен пяти "неучтенным" дням календаря майя, когда мир, согласно верованиям, переворачивается с ног на голову. В этом время жители Чьяпаса с радостью поддаются безумию: мужчины переодеваются в женщин, женщины – в мужчин, а еще и те, и другие надевают костюмы животных.
Джессика фотографировала карнавал в деревнях Тенехапа и Сан Хуан Чамула. Эти местности – закрытые, и посторонним туда вход заказан. Однако, как рассказала M24.ru куратор выставки Энн Моран, с помощью приятелей Лэнг все же удалось туда пробраться.
Оставаясь незамеченной, она фотографировала жителей деревни, старательно пряча камеру. Моран рассказала, что это было непросто: актрисе приходилось держать фотоаппарат в кармане и периодически щелкать просто наугад.
Фото: m24.ru
Ночь – это магическое время, которое привлекает Лэнг-фотографа своей глубиной. Она признается, что очень любит снимать в темное время суток, потому что ей нравится игра теней.
"Джессика часто снимает ночью Мексику. Она часто приезжает туда, гуляет по ночным улицам, наблюдает за теми местными жителями, которые в это время суток тоже выходят из своих домов", - рассказала M24.ru куратор выставки Энн Моран.
На самом деле, волшебством веет от каждого снимка Лэнг - будь то прогуливающаяся по пустынной улице девушка, пара пожилых людей, держащих друг друга в крепких объятиях, или прохожие в клоунских масках. Эти фотографии драматичны и кинематографичны - они живые, и, поскольку полные истории их героев остаются неизвестными, каждый имеет возможность самостоятельно додумать их.
Анна Теплицкая