Фото: m24.ru/Юлия Иванко
Музей современного искусства "Гараж" открыл весенний выставочный сезон, представив сразу пять серьезных независимых экспозиций. В преддверии 80-летия Виктора Пивоварова "Гараж" организовал масштабную выставку художника, одного из важнейших героев московского концептуализма. В центральной галерее на втором этаже кураторы разместили сразу два проекта американской художницы Тарин Саймон. В западном крыле музея представлено этнографическое исследование турецкого автора Кекена Эргуна, а в атриуме расположилась масштабная зеленая инсталляция Рашида Джонсона.Фото: m24.ru/Юлия Иванко
"Я рассматриваю каждую выставку как отдельный заказ и реагирую на пространство, в котором она будет проходить. Я вижу художника в качестве золотой рыбки, которую помещают в разные аквариумы и она должна понять, как вырасти в новом пространстве, так как окружающая среда влияет на их размер," – добавляет он. В то же время, все пространство инсталляции наполнено предметами, которые так или иначе влияли на мировоззрения Джонсона, формировали его вкус и восприятие культуры. То есть весь проект оказывается одновременно и личной историей, и ответом на вызов окружающей среды, что укладывается в рамки теории post-black art ("постчерного искусства"). Это понятие ввела куратор Тельма Голден для обозначения творчество афроамериканских авторов, работающих с социальными вопросами.Фото: m24.ru/Юлия Иванко
Джонсон описывает свою работу как некий мозг. Он обращается одновременно к "высокой" и "популярной" культуре. Среди его источников – трехмерные конструкции минималиста Сола Левитта, масло семян ши (известное косметическое средство, изготовляемое в Африке), Московский ботанический сад, книги У. Э. Б. Дюбуа, Джеймса Болдуина и Франца Фанона, ряд фильмов – "Рокки IV", "Манхэттен" Вуди Аллена, "8 1/2" Феллини и "В нашем дворе" Оскара Мишо (немой фильм 1920 года, которому инсталляция Джонсона обязана также своим названием). Вместе эти разнородные компоненты образуют своего рода поток сознания, открывающий различные точки зрения на культурные символы и артефакты.Фото: m24.ru/Юлия Иванко
Инсталляция стала третьим по счету проектом, реализованным в рамках программы Garage Atrium Commissions, в рамках которой уже были представлены работы Эрика Булатова "Все в наш "Гараж" и Луизы Буржуа "Завладел ли день ночью или ночь завладела днем?". Программа предполагает создание проектов приглашенными художниками специально для атриума Музея "Гараж", но в случае с Буржуа, работа, созданная автором в 2007 году, была представлена первые в мире.Фото: m24.ru/Юлия Иванко
Второй серией, представленной в Музее "Гараж", стала серия "Черный квадрат", оммаж одному из главных произведений XX века, знаменитой картине Казимира Малевича. Проект, который Саймон начала в 2006 году, прежде никогда не выставлялся целиком и впоследствии сможет быть представлен в полном виде только в "Гараже", потому как одна работа из него, "Черный квадрат XVII", была сделана из радиоактивного материала специально для московского музея и будет вмонтирована прямо в его стену. В 3015 году, когда химические отходы станут безопасными, "Черный квадрат" выкопают из земли и поместят в специальную нишу, подготовленную в здании музея.Фото: garagemca.org
Все 17 работ представляют собой черные квадраты канонического размера 80х80 см. Прямо в них изображены различные артефакты, в которых заложено внутреннее противоречие, неоднозначность и богатство истории которые сами по себе служат символами трагедии, болезни, одиночества, смерти, политики и так далее. Один из самых сильных образов – "Черный квадрат XI", попугай Амига, страдающий психическим расстройством. "Многие птицы, которые содержатся в неволе, начинают выщипывать собственные перья. Это аутодеструктивное поведение является следствием недостатка психологических и эмоциональных стимулов, стресса, отсутствия партнеров и ограничение свободы," – говорится в описании работы.Фото: tarynsimon.com/Taryn Simon, Black Square XI
Фото: m24.ru/Юлия Иванко
Выставка "След улитки" в Музее "Гараж", устроенная как романтическое путешествие, делится на одиннадцать глав и демонстрирует эволюцию творческих ипостасей Пивоварова: от станкового художника, книжного графика, иллюстратора, изобретателя и автора жанра концептуального альбома до теоретика, мемуариста и писателя. Улитка стала для Виктора Пивоварова наиболее полным воплощением укрытия и защиты от внешнего мира, а наивные или абсурдные работы в контексте выставки превращаются в поток сознания, увлекающий за собой зрителя.Фото: m24.ru/Юлия Иванко
Фото: garagemca.org
Другим важным сюжетом проекта является участие школьников в Турецкой олимпиаде – ежегодном публичном соревновании по исполнению турецкого фольклора, поэзии и музыки. Документальный фильм, посвященный подготовке и выступлению кенийских и индонезийских учеников, дополняет серия интервью с ними и их преподавателями, которые стояли у истоков создания школ. Изображение карты мира с указанием расположения турецких школ, посольств и маршрутов авиалиний является еще одной составляющей выставки. Карта иллюстрирует разнообразные культурные и коммерческие связи Турции в современном мире. Объединяющий элемент экспозиции – типизированная архитектурная модель турецкой школы.Фото: garagemca.org
Сегодня выставка "Молодые турки" приобрела совершенно иной смысл в настоящем социально-политическом контексте, нежели задумывалось изначально, восемь лет назад. "Это было в 2008 году," – рассказывает Кекен Эргун, – "к тому времени я уже кое-что слышал о Турецкой олимпиаде. Одно из выступлений того года появилось в сети Facebook и привлекло мое внимание. Монгольская школьница читала очень националистическое турецкое стихотворение перед большой аудиторией людей, которую принято относить к среднему классу, соблюдающему религиозные предписания. Среди зрителей находились и некоторые заметные турецкие политики того времени."Читайте также