Форма поиска по сайту

Новый сезон "Гаража": "Черные квадраты" Тарин Саймон и джунгли Рашида Джонсона

Фото: m24.ru/Юлия Иванко

Музей современного искусства "Гараж" открыл весенний выставочный сезон, представив сразу пять серьезных независимых экспозиций. В преддверии 80-летия Виктора Пивоварова "Гараж" организовал масштабную выставку художника, одного из важнейших героев московского концептуализма. В центральной галерее на втором этаже кураторы разместили сразу два проекта американской художницы Тарин Саймон. В западном крыле музея представлено этнографическое исследование турецкого автора Кекена Эргуна, а в атриуме расположилась масштабная зеленая инсталляция Рашида Джонсона.

Рашид Джонсон "В нашем дворе"

Инсталляция нью-йоркского художника Рашида Джонсона "В нашем дворе" представляет собой высокую решетчатую конструкцию, в которую упрется каждый посетитель, едва зайдя в здание музея. Это уникальная живая эко-система, устроенная по типу лабиринта, в который можно зайти и прогуляться по джунглям с пальмами, драценами, фикусами, папоротниками, скульптурами, видеоинсталляциями, книгами и предметами повседневности. Все это создает целый поэтический мир, отражающий личную историю жизни своего создателя. Работа "В нашем дворе" стала первой работой Джонсона в России и самой масштабной из всех, когда-либо реализованных.

Джонсон впервые посетил Москву в начале 2015 года, когда шла реконструкция нового здания Музея "Гараж", и был вдохновлен советской архитектурой. В тот момент работы еще не были завершены, и это наполовину сохранившееся, наполовину недостроенное здание напомнило ему о путешествии на острова Теркс и Кайкос Багамского архипелага, с их заброшенными стройками, заросшими тропической растительностью. Сам Джонсон говорит: "Эти места полны ожидания, все должны были устремиться туда, но... Здания так и не были закончены. На этом месте воцарилась невероятная деформированная мечта".

Фото: m24.ru/Юлия Иванко

"Я рассматриваю каждую выставку как отдельный заказ и реагирую на пространство, в котором она будет проходить. Я вижу художника в качестве золотой рыбки, которую помещают в разные аквариумы и она должна понять, как вырасти в новом пространстве, так как окружающая среда влияет на их размер," – добавляет он. В то же время, все пространство инсталляции наполнено предметами, которые так или иначе влияли на мировоззрения Джонсона, формировали его вкус и восприятие культуры. То есть весь проект оказывается одновременно и личной историей, и ответом на вызов окружающей среды, что укладывается в рамки теории post-black art ("постчерного искусства"). Это понятие ввела куратор Тельма Голден для обозначения творчество афроамериканских авторов, работающих с социальными вопросами.

Фото: m24.ru/Юлия Иванко

Джонсон описывает свою работу как некий мозг. Он обращается одновременно к "высокой" и "популярной" культуре. Среди его источников – трехмерные конструкции минималиста Сола Левитта, масло семян ши (известное косметическое средство, изготовляемое в Африке), Московский ботанический сад, книги У. Э. Б. Дюбуа, Джеймса Болдуина и Франца Фанона, ряд фильмов – "Рокки IV", "Манхэттен" Вуди Аллена, "8 1/2" Феллини и "В нашем дворе" Оскара Мишо (немой фильм 1920 года, которому инсталляция Джонсона обязана также своим названием). Вместе эти разнородные компоненты образуют своего рода поток сознания, открывающий различные точки зрения на культурные символы и артефакты.

Инсталляция "В нашем дворе" начала сооружаться за две недели до открытия, и теперь в процессе работы выставки будет постоянно видоизменяться, а зрители станут свидетелями этого процесса. С момента открытия внутри инсталляции ежедневно будет демонстрироваться одиннадцатичасовая видеопроекция, созданная Джонсоном.

Фото: m24.ru/Юлия Иванко

Инсталляция стала третьим по счету проектом, реализованным в рамках программы Garage Atrium Commissions, в рамках которой уже были представлены работы Эрика Булатова "Все в наш "Гараж" и Луизы Буржуа "Завладел ли день ночью или ночь завладела днем?". Программа предполагает создание проектов приглашенными художниками специально для атриума Музея "Гараж", но в случае с Буржуа, работа, созданная автором в 2007 году, была представлена первые в мире.

Тарин Саймон "Исследование в действии / Сценография власти"

Тарин Саймон представила сразу два самостоятельных проекта. Проект "Бумажная работа и воля к капиталу" представляет собой сложную концептуальную серию фотографий, созданию которой предшествовало настоящее архивное исследование. Частично показанный на Венецианской биеннале в 2015 году, посвящен фактическим документам, определяющим законы экономического господства и политического доминирования после Второй мировой войны. На архивных фотографиях, изображающих подписание этих документов, мы часто видим представителей власти и бизнеса в окружении композиций из цветов, которые служат не просто декоративным оформлением, но подчеркивают торжественность и значимость мероприятия.

Отобрав фотографии, связанные с историей 44 стран, участниц Валютно-финансовой конференции объединенных наций 1944 года, Саймон вместе с ботаниками идентифицировала цветы, "обрамляющие" ту или иную встречу, организовала доставку около 4000 видов из крупнейшего цветочного аукциона в Алсмере (Голландия) к себе в мастерскую, в Нью-Йорк, и составила из них букеты. Каждая из этих цветочных композиций была сфотографирована, а позже ее элементы были засушены и превращены в гербарий. Через эти декоративные формальности художница рассказывает о важнейших политических событиях последних 70 лет.

Фото: m24.ru/Юлия Иванко

Второй серией, представленной в Музее "Гараж", стала серия "Черный квадрат", оммаж одному из главных произведений XX века, знаменитой картине Казимира Малевича. Проект, который Саймон начала в 2006 году, прежде никогда не выставлялся целиком и впоследствии сможет быть представлен в полном виде только в "Гараже", потому как одна работа из него, "Черный квадрат XVII", была сделана из радиоактивного материала специально для московского музея и будет вмонтирована прямо в его стену. В 3015 году, когда химические отходы станут безопасными, "Черный квадрат" выкопают из земли и поместят в специальную нишу, подготовленную в здании музея.

Фото: garagemca.org

Все 17 работ представляют собой черные квадраты канонического размера 80х80 см. Прямо в них изображены различные артефакты, в которых заложено внутреннее противоречие, неоднозначность и богатство истории которые сами по себе служат символами трагедии, болезни, одиночества, смерти, политики и так далее. Один из самых сильных образов – "Черный квадрат XI", попугай Амига, страдающий психическим расстройством. "Многие птицы, которые содержатся в неволе, начинают выщипывать собственные перья. Это аутодеструктивное поведение является следствием недостатка психологических и эмоциональных стимулов, стресса, отсутствия партнеров и ограничение свободы," – говорится в описании работы.

Фото: tarynsimon.com/Taryn Simon, Black Square XI



Виктор Пивоваров "След улитки"

Впервые за 12 лет Музей "Гараж" совместно с художником предпринял попытку исчерпывающего представления искусства Виктора Пивоварова в Москве, объединяя самые ранние произведения середины 1970-х годов с последними живописными циклами. Спустя неделю, 22 марта, в ГМИИ им. А.С. Пушкина откроется выставка Виктора Пивоварова, организованная при участии Музея современного искусства "Гараж". В зале Микеланджело будет показан новейший цикл "Потерянные ключи", вдохновленный искусством немецких и голландских художников XVI–XVII веков.

Фото: m24.ru/Юлия Иванко

Выставка "След улитки" в Музее "Гараж", устроенная как романтическое путешествие, делится на одиннадцать глав и демонстрирует эволюцию творческих ипостасей Пивоварова: от станкового художника, книжного графика, иллюстратора, изобретателя и автора жанра концептуального альбома до теоретика, мемуариста и писателя. Улитка стала для Виктора Пивоварова наиболее полным воплощением укрытия и защиты от внешнего мира, а наивные или абсурдные работы в контексте выставки превращаются в поток сознания, увлекающий за собой зрителя.

К выставке Музей "Гараж" выпустил путеводитель, написанный самим художником и дополненный комментариями куратора Екатерины Иноземцевой, философскими отсылками и риторическими рассуждениями, а также переиздание книги Виктора Пивоварова "Влюбленный агент" с новыми главами, в которых художник описывает события последних лет.

Фото: m24.ru/Юлия Иванко



Кекен Эргун "Молодые турки"

В своем проекте, представленном в западной галерее Музея "Гараж", Кекен Эргун исследует вопросы сохранения национальной культуры через сохранение традиций и языка в турецких школах по всему миру. Темой выставки Кекена Эргуна является практика Турции по созданию сети школ в разных странах мира, и особенно в тех, где был низкий уровень доступности образования. Проект включает в себя двухканальный видеофильм, интервью, скульптуру и изображение карты мира. Его основу составляют документальные материалы, отснятые художником во время его визита в турецкие школы в Кении и Индонезии. В школах, как правило, обучается местное население, поэтому центры выполняют образовательную функцию и служат эффективным инструментом формирования межкультурного диалога.

Фото: garagemca.org

Другим важным сюжетом проекта является участие школьников в Турецкой олимпиаде – ежегодном публичном соревновании по исполнению турецкого фольклора, поэзии и музыки. Документальный фильм, посвященный подготовке и выступлению кенийских и индонезийских учеников, дополняет серия интервью с ними и их преподавателями, которые стояли у истоков создания школ. Изображение карты мира с указанием расположения турецких школ, посольств и маршрутов авиалиний является еще одной составляющей выставки. Карта иллюстрирует разнообразные культурные и коммерческие связи Турции в современном мире. Объединяющий элемент экспозиции – типизированная архитектурная модель турецкой школы.

Фото: garagemca.org

Сегодня выставка "Молодые турки" приобрела совершенно иной смысл в настоящем социально-политическом контексте, нежели задумывалось изначально, восемь лет назад. "Это было в 2008 году," – рассказывает Кекен Эргун, – "к тому времени я уже кое-что слышал о Турецкой олимпиаде. Одно из выступлений того года появилось в сети Facebook и привлекло мое внимание. Монгольская школьница читала очень националистическое турецкое стихотворение перед большой аудиторией людей, которую принято относить к среднему классу, соблюдающему религиозные предписания. Среди зрителей находились и некоторые заметные турецкие политики того времени."

"Как только я начал интересоваться школами и их возникновением, я осознал, что Турция проводит экспансионистскую политику," – продолжает он. – "И я увидел, что Турецкая олимпиада – не абсурдное явление современности, а только лишь вершина айсберга".