Форма поиска по сайту

V Московская биеннале: "Больше света", политики и феминизма

This browser does not support the video element.

Сегодня, 20 сентября, в "Манеже" стартует основной проект V Московской биеннале "Больше света". В этом году на конкурс приехали более 70 художников из 40 стран мира. Куски одежды между кирпичами и бетонными обломками, "Страна трех рек" из ржавого железа, огромный дирижабль в момент взлета, интерактивный хоровод на 12 видеоэкранах. Арт-объекты занимают три этажа выставочного зала.

"Название проекта не только красиво звучит, но и позволяет каждому интерпретировать его по-своему: с философской, практической, духовной и физической сторон", - сообщила куратор V Московской биеннале Катрин де Зегер.

На нижнем уровне выставочного зала разместились видеоинсталляции, символизирующие переход из света в тень. А уже на верхнем этаже представлена динамика к увеличению света и радости. Здание "Манежа" полно света и в то же время оно подавляет, заставляет зрителей ощущать себя очень маленькими, добавила де Зегер.

При этом куратор отметила, что некоторые работы очень политичны, но зрителю нужно время на то, чтобы приглядеться к ним и увидеть это. "Моя работа о неэгоистичных людях. Если ты эгоист, то ты захочешь быть первым, но станешь последним. Если же ты будешь помогать людям, то ты будешь первым. Вообще мне нравятся работы с политическим подтекстом", - заявил художник Ричард Белл, представивший в основном проекте свою работу "Однажды нас всех не станет".

Среди представленных работ Белл выделил видеоинсталляцию Алана Майклсона "Хоровод". Она состоит из 12 расставленных по кругу экранов, показывающих одну картинку – танец коренных народов Северной Америки. Если встать внутри инсталляции, то создается ощущение, что вы сами танцуете вместе с людьми.

Также он отметил инсталляцию "Воображаемое поселение" Эда Пина, состоящую из прозрачных домиков, расположенных внутри большой палатки, наполненной танцующими и отражающимися в зеркалах тенями. Снаружи создается ощущение, что внутри сидят настоящие люди. В своей работе художник затрагивает темы миграции, утраты корней и стирании межнациональных различий.

Фото: М24.ru

Огромную часть всего пространства "Манежа" занимает инсталляция китайского художника Сун Дуна. В экспозиции представлено около 15 тысяч вещей, принадлежащих его семье – его мать никогда ничего не выкидывала. После смерти мужа женщина замкнулась в себе, ни с кем не общалась и много плакала.

Художник решил исправить ситуацию, выставив на всеобщее обозрение вещи, принадлежащие его семье, и это подействовало.

"На первой же выставке мать стала общаться с людьми и объяснять, как к ней попал тот или иной предмет. Тем самым он вспоминала приятные моменты своей жизни", - сообщил автор экспозиции Сун Дун.

При этом художник не просто расставил вещи в хаотичном порядке – в их устройстве прослеживается четкая организация, с которой ему обычно помогает вся семья. Однако в этот раз ему помогала лишь его сестра, так что у них двоих ушло около трех недель на создание данной работы. Примечательно, что столичная выставка - уже 10-я по счету. До этого она была представлена не только на родине художника, но и в Нью-Йоркском Музее современного искусства.

Фото: ИТАР-ТАСС

И все же большинство представленных на выставке художников – женщины. Именно они работали и над оформлением выставки, так что в какой-то степени выставка получилась еще и с феминистским подтекстом.

Уникальность проекта не только в том, что в нем приняли участие 72 художника и художественных групп, но и в их разнообразии представленных стран. "В этом году у нас уникальная площадка и "не западный" состав художников. Есть авторы из Индии, Китая, Филлипин, Малайзии, Австралии", - заявил комиссар биеннале Иосиф Бакштейн.

Он отметил, что Министерство культуры выделило на V Московскую биеннале порядка 55 миллионов рублей, а ее общий бюджет составил около 100 миллионов рублей. "Сейчас уже сложился формат московской биеннале, и следующее мероприятие, скорее всего, также будет проходить в "Манеже", - добавил Бакштейн.

Любителям искусства Бакштейн советует посетить и другие выставки в рамках биеннале. Одна из них проходит в Новом Манеже и называется "Ноль-перформанс". Художники попытались обыграть и переосмыслить слово performance, по-своему интерпретировав проблему мирового кризиса. В переводе с английского performance означает не только жанр искусства, но и экономический термин "эффективность".

Кроме того, комиссар выделил две выставки, которые курирует Елена Селина: "Невесомость" в МВЦ "Рабочий и колхозница" и "Реконструкция" в Фонде культуры "Екатерина".

Выставка "Невесомость" – это первый проект в рамках биеннале, на котором представлены работы, отражающие нестабильность современного арт-пространства. Работы художников отражают их реакцию на кризис в искусстве.

Выставка "Невесомость". Фото: ИТАР-ТАСС

"Реконструкция" рассказывает о художественной столичной жизни в 90-е года, ее возрождении в тот период, когда искусство как таковое не было нужно ни государству, ни рынку.

Среди специальных гостей биеннале Бакштейн выделил Андрея Ройтера с его выставкой "Открытый дом" в Московском музее современного искусства, Эрвина Вурма с "Трусливым трактором", Эля Лисицкого, Илью и Эмилию Кабаковых с "Утопией и реальностью?" в Мультимедиа арт музее и Джона Балдесари "1+1=1" в "Гараже".

Дмитрий Кокоулин