V Московская биеннале современного искусства - главная, пожалуй, тема предстоящих выходных. Куски одежды между кирпичами и бетонными обломками, "Страна трех рек" из ржавого железа, огромный дирижабль в момент взлета, интерактивный хоровод на 12 видеоэкранах – в этом году на выставку приехали более 70 художников из 40 стран мира.
Редакция сетевого издания М24.ru отобрала 11 самых интересных экспозиций биеннале, которые стоит посетить в эти выходные.
Фото: М24.ru
Инсталляция китайца Сун Дуна занимает огромную часть пространства "Манежа", где проходит основной проект биеннале. В экспозиции - около 15 тысяч вещей, принадлежащих его семье. Дело в том, что мать Сун Дуна никогда ничего не выкидывала, скапливая множество нужных и бесполезных вещей. После смерти мужа она замкнулась в себе.
Чтобы помочь маме, Сун Дун подготовил инсталляцию из ее "хозяйства". На первой же выставке женщина стала общаться с людьми, делясь с ними воспоминаниями о том, при каких обстоятельствах к ней попал тот или иной предмет. Кстати, на создание московской экспозиции у Сун Дуна и его сестры ушло около трех недель.
Побродить по экспозиции Сун Дуна, а также по другим проектам из основной части биеннале можно в "Манеже".
Инсталляция Сун Дуна. Фото: ИТАР-ТАСС
Панорама вечностиВидеоинсталляция китайского художника Яна Юнляна, созданная в 1980 году, расскажет посетителям биеннале "историю одного пейзажа". В течение семи с лишним минут в одном из мультимедийных пространств "Манежа" можно наблюдать, как меняется панорама горного ландшафта: меняется, оставаясь все же, как бы парадоксально это не звучало, неизменной.
Проезжают машины, пролетают самолеты, а горы и серпантин, находящиеся в центре внимания художника, остаются все теми же бессменными декорациями.
"Дом с собой", Адриан Пачи, выставка "Везде чужие". Фото: 5th.moscowbiennale.ru
Другие"Везде чужие" - это выставка произведений современного искусства из коллекции Яны и Эдуарда Померанца. Среди имен художников, принявших участие в выставке, можно увидеть Марину Абрамович, Йозефа Бойса и других известных личностей. Экспозиция, состоящая более чем из 90 работ, объединяет шедевры современного искусства, исполненные в разнообразных техниках.
Все они предлагают зрителю взглянуть на мир под другим углом – освободиться от любых предрассудков."Название проекта, заимствованное у одной из неоновых работ дуэта Клэр Фонтен, отсылает нас прежде всего к пониманию искусства через его обращение к образу Другого, с точки зрения открытости миру. Принятие Другого предполагает существование альтернативной точки зрения", - говорится в пресс-релизе.
Выставка проходит в Еврейском музее и центре толерантности.
Частные историиРафаель Махмутов и соседка по коммунальной квартире, выставка "Вместе и врозь". Фото: 5th.moscowbiennale.ru
Узнать лучше свою страну можно на выставке "Вместе и врозь – городская семья в России в XX веке". История России представлена здесь через частные истории. Воспоминания членов семей перекликаются друг с другом, складываясь в глобальную хронику целого столетия.
Экспозиция разместилась на двух этажах флигеля "Руины" в Архитектурном музее имени А.В. Щусева. В центре основного зала висят диван, виниловый проигрыватель и другие предметы советского быта, знакомые каждому. По бокам, обрамляя их, можно увидеть истории семей, сопровожденные фотографиями простых советских людей. На экранах в залах крутятся видеоинсталляции, состоящие из нарезки исторической хроники.
Вспомнить прошлое можно в Государственном архитектурном музее имени А.В. Щусева.
Лихие 90-еВыставка "Реконструкция". Фото: garageccc.com
Выставка "Реконструкция" рассказывает о художественной жизни столицы в 90-е года, ее возрождении в тот период, когда искусство как таковое не было нужно ни государству, ни рынку. В экспозиции можно увидеть "реконструкции" лучших галерейных выставок 90-х, среди которых галереи "Риджина", Галерея Гельмана, галереи Центра на Якиманке и другие. Все они воссозданы на основе архивных фотографий и видеоматериалов.
"Практически каждый фигурант художественного процесса крайне важен для нас, потому что благодаря этим площадкам, каждая из которых имела свой характерный почерк и энергетику, мы смело можем сказать, что художественная жизнь Москвы этого периода была необычайно интересной и разнообразной. Это особенно важно еще и потому, что по странному стечению обстоятельств - именно этот период не задокументирован и недостаточно проанализирован критикой", - сказала куратор Елена Селина.
Скажем отдельно, что к выставке был подготовлен трехтомный каталог, состоящий не только из перечня экспонатов, но и обзорных статей искусствоведов, хроники художественных событий десятилетия.
Жизнь – в музыкеEgor Koshelev. Dental Terror. Фото: 5th.moscowbiennale.ru
Параллель с одним из музыкальных направлений проводят в своих работах авторы, принявшие участие в проекте Heavy Metal. Художников объединяют резкая манера высказывания, брутальность создаваемых образов и черный юмор. В чем-то грубые, в чем-то агрессивные работы не оставят равнодушными ценителей яркого и несколько беспринципного актуального искусства: на выставке можно будет увидеть и странных зверей, и неведомых существ, и даже кровавый сюрреализм.
Живопись, графика и скульптура, представленные на выставке Heavy Metal, образуют целый мир, окунуться в жестокую философию которого можно в галерее Риджина на "Винзаводе".
Творчество (не) вне политикиMarja Samsom. Miss Kerr. Фото: 5th.moscowbiennale.ru
Вторая половина XX проходила в Нидерландах невероятно бурно: именно тогда в стране наступил период расцвета творческого протестного движения. Узнать, во что верили и за что боролись голландские анархисты, феминисты и прочие художники-бунтари, можно на выставке "Музей голландского протеста".
Фотографии, видео, документации перформансов и акций, плакаты, рисунки и прочие свидетельства творческого политического протеста, а также работы современных голландских художников-активистов ждут посетителей Центра дизайна Artplay с 23 октября.
Фарфоровый СоюзВалентин Коржов. Россия. Фото: 5th.moscowbiennale.ru
Шестнадцать фарфоровых черепов, украшенных национальными орнаментами республик бывшего СССР, создал художник Валентин Коржов для проекта "Археология памяти". Работы автора символичны: хрупкие объекты символизируют одновременно утопичность Советского союза и постигшую его катастрофу.
Благородный материал, из которого сделаны разноцветные экспонаты выставки, признан также доказать, что череп, ставший в последнее время объектом массовой культуры, является ритуально значимым.
Проект "Археология памяти" состоит из трех частей: мавзолея с разноцветными черепами, насыпи осколков битого фарфора и, наконец, видеоинсталляций. Увидеть выставку можно в "Гоголь-центре".
Ближе к народуФото: пресс-служба выставки
Около полутора тысяч фотографий, созданных российскими пользователями мобильного приложения Instagram, транслируются на плазменных панелях и мониторах в арт-пространстве Vauxhall Center. Лучшие кадры для выставки отбирали топ-блогеры самого фотосервиса, а также фотографы и эксперты из мира искусства.
Среди тех, чьи фотографии стали частью проекта "InstaART. Искусство через фильтры Instagram", оказались вокалист группы "Руки вверх" Сергей Жуков, художник Серж Головач, а также сотни рядовых российских пользователей сервиса. Камеры смартфонов и прочих гаджетов пользователей сервиса запечатлели предметы искусства, музейные экспонаты, стрит-арт, памятники архитектуры.
Женщинами о женщинахГруппа Gandhi. Кунсана, Нисо, Айсулу и Наргиз. Фото: 5th.moscowbiennale.ru
Аборты и тяготы материнства, работа по дому и занятие "мужскими" профессиями, инвалидность и насилие, бедность и дискриминация – эти и другие острые темы оказались в центре внимания женщин-художниц, принявших участие в проекте "Феминистский карандаш – 2".
Свои графические работы на выставку привезли 35 российских и зарубежных художниц, в том числе жительницы Франции, Германии и Швеции. Представлен весь спектр жанра: посетители увидят комиксы, плакаты, трафареты, стикеры и другие виды рисунка.
Выставка начнет работу 23 октября в Центре дизайна Artplay.
Под прицеломФото: пресс-служба галереи Transatlantique
В 70-е годы прошлого века снайпер Ким Осокин поучил тяжелое ранение, участвуя в дуэли со своим "коллегой". Выписавшись из госпиталя, Осокин продолжает упражняться в мастерстве и в какой-то момент понимает, что может теперь наблюдать через прицел метафизическую природу своих целей. Именно этот документальный миф и лег в основу выставки "Приют для снайпера".
Посетив проект питерского творческого дуэта Сергея Сонина и Елены Самородовой, можно понаблюдать за трансформациями сознания снайпера.
"Однажды в прицеле Осокина оказывается баба-береза и черный пес. Они и сам лес морочат его, увлекая в самые дебри, как в детской сказке", - сообщили организаторы выставки, которая проходит в галерее Transatlantique.