Форма поиска по сайту

"Главные фильмы о главном": зачем идти на выставку "Время кино"

Галерея "РОСИЗО" представила мультимедийный проект "Время кино", в котором "золотой фонд" отечественного кинематографа встретился с произведениями современных художников. Здесь нет легендарного "Броненосца Потемкина" или "Человека с киноаппаратом", а фильмы ранних 1920-х дополнены картинами 2000-х.

Журналист m24.ru попросил главного куратора выставки Дмитрия Ликина, а также художников Бориса Орлова и Юрия Аввакумова объяснить, зачем нужно идти на выставку и как "Исламский проект" перекликается с фильмом "Маленькая Вера".


Фото: m24.ru/Юлия Иванко



Дмитрий Ликин:

Куратор проекта, главный художник Первого канала

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

"Я не куратор, у меня нет профессионального искусствоведческого образования. Я, скорее, специалист по "зомбоящику", по массовым коммуникационным процессам. Поставленная задача была небанальна: сделать выставку про кино, которая одновременно бы задействовала фонды "РОСИЗО" и ГЦСИ. А так как в коллекции ГЦСИ хранится в основном современное искусство, то нам надо было его как-то показать.

Моя мама и бабушка, достаточно типичные представители технической русской интеллигенции, были характерными потребителями советского культурного продукта. И по существу, именно к ним мы и обращаемся. Мы пытались поговорить с ними о кино на языке современного искусства и выйти за рамки заумного кружка внутри Бульварного кольца, то есть найти возможность обратиться к принципиально другой аудитории.

Все всегда хотят делать что-то тонкое и изящное. Моя знакомая, Настя Чухрай, одна из создателей проекта "Арзамас", однажды сказала очень правильную вещь: "Друзья, ну мы же с вами делаем просветительский проект! Просвещение – оно же не для просвещенных!" И мы часто об этом забываем. И я попытался выстроить такую коммуникационную стратегию, в которой современное искусство могло бы поговорить с нетипичной аудиторией нетипичным для себя языком. И поэтому на выставке так много текста: он прокрался на все стены. В них я попытался найти эмоциональные ключи, которые, я надеюсь, помогут нашему посетителю понять, с какой стороны подойти к этому таинственному и непонятному современному искусству".

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

"Мы ушли от хронологического принципа. Важно было найти идейные и эмоциональные связки между кино и работами художников. И мы выбрали те фильмы, которые несли бы в себе какой-то нравственный заряд. Мой помощник, историк кино Михаил Трофименков, как-то спросил: "Ты что, хочешь историю добра?" Получается, что да. Можно по-разному описывать сущности: с какой-то точки зрения, телевизор – это удобный молоток. Поэтому наша задача была не просто показать картины, важные для истории развития киноязыка, а выбрать те главные фильмы, которые что-то вынимали из воздуха, формулировали это и возвращали обратно. Мы искренне пытались найти эту моральную формулу".

Юрий Аввакумов:

Художник, участник выставки

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

"На мой взгляд, художественной связи фильмов и представленных на выставке работ нет, хотя это, конечно, вопрос к куратору. Я не участвовал в подготовке и о том, что мои работы будут здесь представлены, узнал только два дня назад. У художника задача простая: если он делает новую работу, то он за нее переживают, а если картина, которая принимает участие в групповой выставке, была сделана давно и находилась в коллекции, то какого-то горения и переживания по этому поводу не возникает.

Выставка в целом получилась качественной, культурной, с хорошими пояснительными текстами. А эти коннотации и связи между работами находишь где угодно. В данном случае важно, что они из одного культурного поля. Ходя по лабиринтам выставки, ты видишь то, что видел в детстве. Мои работы оказались в разделе 60-х, но, скорее, не по хронологии, а по настроению. Они – о космосе, о времени, когда все мечтали".

Борис Орлов:

Художник, участник выставки

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

"Я прошел по этой выставке, и, мне кажется, что все получилось очень логично. И даже архитектура экспозиции организована грамотно. Выставка получилась интересной. Ведь кино – тоже искусство, в котором изобразительных моментов много. Мои работы, представленные здесь, – это фотографии, которые по своей сути близки к кино. На одной из них запечатлен парад, но это изображение легко представить в качестве кадра из хроники в каком-нибудь журнале: как все маршируют, мы видели очень часто. И это, конечно, влияло на художников. Орнамент играет роль хроноса: он пытается собой все заменить и демонстрирует абсолютное безразличие к культуре, которую породил. Вся выставка говорит о времени и о его беспощадности".