Серия фотографий Данилы Ткаченко об отшельниках стала одним из победителей конкурса World Press Photo. Данила объяснил сетевому изданию M24.ru, почему выращивать женьшень и поклоняться Земле лучше, чем жить среди людей.
Фото: danilatkachenko.com
Личное и религиозное"Я не называю имен и мест, где они живут. Отшельники не хотят внимания. Я искал их через местные новости, газеты, егерей, форумы. Это большая работа. Большую часть времени занял поиск героев, а не сами поездки и съемки.
Всех объединяет то, что они недовольны социумом, современным миром - это объясняет, почему они ушли. У всех была либо какая-то личная проблема, либо религиозная. Большинство отшельников придерживается христианства, но есть более узкие течения. Человек, допустим, поклоняется земле или просто природе. У всех какая-то странная философия, они сами себе ее придумывают. Кто-то у кого-то позаимствовал, и как-то ее продолжает.
Фото: danilatkachenko.com
Был один академик наук, который раньше занимался биологией. И потом, после развала Советского Союза институт закрыли, прекратили бюджет на все это дело, и он ушел в отшельники. И он лет 20 уже живет тем, что выращивает свои сорта женьшеня, и вывел какие-то новые виды. Единственное, сейчас почти ослеп. Совсем не видит, но так и продолжает жить один.
Бывало, что я приезжал и просто не находил людей – я не знаю, куда они делись. Может, и вернулись обратно или еще куда-то дальше ушли. Хотя я не помню такого, чтобы люди возвращались к “нормальной” жизни".
Пещеры почти под землей"Живут в разных условиях. Это, наверное, зависит от ландшафта, где они находятся. На севере жилье утепленное. У некоторых пещеры почти под землей. Они не профессиональные строители и делают дома своими руками. Жилища достаточно необычные. Получается что-то такое, свое.
Они сами добывают огонь, у кого-то самодельные печки есть, кто-то готовит на открытом огне. Естественно, когда отшельники уходили, запаслись минимальным набором вещей, посудой. Кто-то делает самодельную посуду. У них особо нет удобств. Кто-то что-то выращивает, охотится, рыбачит".
Фото: danilatkachenko.com
"В деревне атмосфера хуже, чем у этого одиночки""Я понимаю, почему так. Я объездил очень большую часть России. Был в Сибири, на Урале, на Алтае. Видел много социальной несправедливости. Например, когда ты приходишь в деревню, от которой идешь к отшельникам (до них от ближайшей деревни километров 20-30), то понимаешь, что в деревне атмосфера гораздо хуже, чем у этого одиночки в лесу. Когда ты вот так путешествуешь по России, то все становится очевидно.
Многие эти отшельники имеют странности, свое мнение, религиозные убеждения. У них совершенно другой взгляд на мир. А так как у нас коллективистское общество, индивидуализм не принимается и люди, которые не согласны с общим направлением мысли, притесняются. И достаточно логично то, что при этом развивается такой социальный феномен, когда люди просто отделяются. При этом у нас гигантские незаселенные пространства природы, куда человек может сбежать от того места, где ему некомфортно. Они имеют право на свою точку зрения. Может быть, я с ней не соглашусь, но это уже мое право".
Екатерина Кадушкина