Александр Родченко и Варвара Степанова в мастерской. Фото: Михаил Кауфман
По понедельникам большинство московских музеев не работают, но это не значит, что у публики нет возможности приобщиться к прекрасному. Специально для первого дня недели редакция сетевого издания m24.ru запустила новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства, объединенными одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.Александр Родченко "Варвара Степанова – комсомолка с книгами. Снимок для плаката Госиздата", 1924
Выставка "Александр Родченко. Опыты для будущего" открылась в минувший уикенд в Мультимедиа Арт Музее. Кураторам удалось собрать на трех этажах все формы искусства, с которыми работал мастер: здесь представлено более сотни фотографий, картин, графических работ и трехмерных объектов. На фотографиях – главные герои и события авангарда: супруга Родченко Варвара Степанова, поэт Владимир Маяковский, Лиля Брик, а также демонстрации, парады, премьеры, стройки. То есть все, чем запомнились воодушевленно смотрящие в будущее 1920-е годы.Александр Родченко "Владимир Маяковский со Скотиком", 1926
Надо сказать, что главное, чего удалось достичь кураторам, – уйти от однобокого и поэтому обманчивого представления о Родченко, как о фотографе, снимавшем только авангардные композиции в динамичных перспективах. На выставке представлены репортажные и жанровые снимки, непостановочные фотографии семьи и друзей и прекрасные живописные опыты в духе Малевича.Александр Родченко "Лиля Брик", 1924
Лилю Брик называли "музой русского авангарда". В бурях общественно-политических событий XX века Брик смогла сохранить буржуазную традицию литературно-художественных салонов, где собиралась вся художественная интеллигенция. Она была возлюбленной Владимира Маяковского, несмотря на то, что состояла в браке с литературным критиком Осипом Бриком. Она же стала инициатором создания первого мемориального музея поэта.Александр Родченко "Утро в квартире Владимира Маяковского и Бриков в Гендриковом переулке", 1926
Маяковский даже жил у Бриков и никому этот тройной творческий союз не казался странным. Родченко и Варвара Степанова занимали положение неформальных членов семьи. Они вели по-настоящему богемную жизнь, что, конечно, в реалиях авангарда и советской жизни было достаточно смело.Александр Родченко "Пожарная лестница", 1925
Родченко известен в большей степени, конечно, как фотограф-конструктивист. Его предметные фотографии отличают динамика, сложные ракурсы, резкие перспективы, ритмический рисунок форм, игра света и тени. Поэтому Родченко создал целые серии снимков с лестницами, пешеходами и заводскими конвейерами: он избирал такие сюжеты, где один и тот же рисунок многократно повторяется, задавая определенный ритм черным и белым силуэтам.Александр Родченко "Кувшин", 1928
Натюрморт в фотографии для Родченко стал еще одним полем исследования свето-теневой игры на поверхности. Фотографу было важно не передать суть и назначение того или иного предмета, а превратить ее в ритмический мотив форм.Александр Родченко "Туалет", 1929
Еще один замечательный пример того, как фотограф работал с жанровыми мотивами. Даже такой наивный и трогательный мотив, как на этом снимке, он сумел превратить в авангардный опыт, подойдя вплотную к предмету съемки и сфотографировав его в резком ракурсе сверху.Александр Родченко "Девушка с "Лейкой", 1934
В начале 30-х годов Родченко создает фотогруппу в легендарном творческом объединении "Октябрь" и Евгения Лемберг стала его ученицей и возлюбленной. Их роман быстро закончился, но оставил глубокий эмоциональный след в жизни фотографа. Через несколько лет Родченко писал: "Любовь Варвары ко мне необычайно глубока… А к Варваре как к женщине после Жени, все же, чувства не приходят обратно…"Александр Родченко "Лиля Брик с зеркалом", 1929
Лиля Брик воплотила в себе весь русский авангард. Помимо литературного салона и романа с Маяковским, она водила машину и участвовала в автопробегах, что для женщины было радикальным шагом. Когда-то, в 2001 году, в ГМИИ имени Пушкина проходила легендарная выставка "Амазонки русского авангарда", где Брик был посвящен отдельный раздел.Александр Родченко "Радиослушатель", 1929
На снимке запечатлена дочь Родченко и Степановой Варвара Родченко. На протяжении многих лет она была главным хранителем коллекции пленок, отпечатков, графики, а также писем и дневников родителей, которые не были уничтожены или вывезены за границу только благодаря ей. В начале 2000-х она передала ее в собрание Пушкинского музея.Читайте также