Форма поиска по сайту

Москва и Петербург в 1850-х: сепия, призраки и исчезнувшие здания

Фото: m24.ru

Фотографии Москва и Санкт-Петербурга 1850-70-х выставили в Мультимедиа Арт Музее. О том, как выглядели в позапрошлом веке две российские столицы, зрителям рассказывает швейцарец итальянского происхождения Иван Бианки. Художник, освоивший жанры архитектурной фотографии и фоторепортажа практически сразу после появления первых в мире фотокамер, несколько десятилетий прожил в Петербурге – городе, чей архитектурный облик формировали его соотечественники.

На фотографиях Бианки – безлюдные улицы, здания и церкви, которых давно уже нет "в живых", а еще небо "песочного" цвета.

Путеводитель по выставке-фотохронике при помощи владельца Архива Бианки Арминио Шолли составил M24.ru.

Фото: mamm-mdf.ru



Мы привыкли считать, что архитектурный Петербург, в отличие от Москвы, практически не меняется с течением времени. Это не так: на многих фотографиях Бианки можно увидеть здания и церкви, которые давно уже исчезли с городского ландшафта. Среди них – и часовня Святителя Николая Чудотворца, некогда стоявшая на Благовещенском мосту.

За часовней, которой сегодня уже нет, "спряталось" здание, построенное по проекту первого архитектора Санкт-Петербурга – Доменико Трезини. Трезини работал в северной столице с самого ее основания и стал тем самым человеком, который заложил основы европейской школы в русской архитектуре.

Фото: m24.ru



Бианки был одним из первых фотографов, чьей специализацией стала архитектура. Здания он снимал со всех четырех сторон – севера, юга, востока и запада. Делалось это вовсе не для красоты картинки, а чтобы кадры можно было затем опубликовать в книгах, иллюстрировавших работы архитекторов.

С многими архитекторами Петербурга швейцарско-итальянского происхождения фотограф был знаком лично. Они то и дело просили соотечественника сделать снимки их построек.

"Бианки выполнял работу по "регистрированию" архитектурных объектов. Швейцарских итальянцев было очень много среди архитекторов, строивших здания в Петербурге и Москве, и всем им очень нравилось, когда их работы фотографировал человек, приехавший в Россию оттуда же, откуда и они", - говорит Арминио Шолли.



Исаакиевский собой – архитектурное произведение Огюста Монферрана. Автор, как и многие другие архитекторы, просил Бианки делать фотографии зданий, построенных по его проектам.

"Сегодня у нас "царит" такая концепция: архитектор - это артист. На самом деле архитектор в первую очередь делает конструкцию. И тогда, полтора века назад, архитектор был скорее инженером. Так что в качестве помощника ему нужен был художник", - рассказал Шолли.

Фото: m24.ru



Если перевести взгляд с центра кадра – Императорской публичной библиотеки – несколько правее, можно увидеть "притаившееся" там фотоателье Ивана Бианки. Сюда, в дом №54 по Невскому проспекту, приходили все желающие стать обладателями фотопортретов. Естественно, эти горожане располагали солидными средствами: фотография в то время была удовольствием недешевым.

"Фотографiя художника Бiанки" предоставляла разные портретные услуги, но чаще всего здесь делались визитные карточки для передовых петербургских горожан. Работа в фотоателье была для швейцарца скорее ремеслом, чем призванием – в отличие от занятия архитектурной фотографией. Визитками он просто зарабатывал себе на жизнь.

Фото: m24.ru



Люди на снимках Бианки появляются редко. Если призрачные фигуры, зачастую размытые и нечеткие, и попадают в его объектив, то не значат ровным счетом ничего. Они теряются на фоне величественных и прекрасных архитектурных сооружений.

"Бианки иногда снимал людей или разные торжественные события. Например, у него есть кадры с военного парада в Петербурге... Но подобные фотографии – редкость, потому что его настоящим и любимым занятием была съемка архитектуры", - говорит Арминио Шолли. Люди, которые появляются на снимках Бианки в виде призрачных фигур, скорее всего, даже не догадывались о том, что их фотографируют. Во второй половине XIX века на производство фотографии уходило так много времени, что "отпечататься" на ней удавалось только тем, кто по каким-то причинам долго стоял на одном месте.

Фото: m24.ru



Фотографий Москвы на выставке удивительно мало - всего несколько штук. Арминио Шолле рассказал, что, возможно, Бианки фотографировал Москву "для себя", а не для архитекторов. А поскольку фотография стоила в то время очень дорого, много кадров он сделать не мог.

"Некоторые фотоатрибуты, которые использовались в том время для производства фотокадра, Бианки использовал по нескольку раз. Это говорит о том, что он экономил на материалах, стараясь "выжать" из них максимум пользы", - говорит Шолле.

Выставка открыта в МАММ до 23 марта. Музей работает ежедневно кроме понедельника с 12.00 до 21.00.

Проект является частью Фотобиеннале-2014.


Анна Теплицкая