Фото: m24.ru/Юлия Иванко
31 мая ГМИИ им. А.С. Пушкина исполняется 105 лет. История картины "Святой Лука" кисти голландского художника Франса Хальса похожа на настоящий блокбастер. Конечно, Хальс был одним из крупнейших мастеров своего времени, но этот небольшой по размеру холст не было каким-то уникальным: сюжет – один из четырех библейских евангелистов со своим символом, тельцом. Хальс изобразил его очень задумчивым, по традиции – за написанием евангелического текста. Скорее всего, художник написал его портрет с какого-нибудь старика-простолюдина: крупные черты лица, руки, взлохмаченные волосы, залысины – все это говорит о том, что модель точно никак не могла принадлежать к аристократическому кругу. И на самом деле, это очень важно: среди портретов Хальса встречаются шуты, веселые пьяницы, простые голландские бюргеры, группы регентов и офицеров, но никогда – представители высшего общества.Франс Хальс. Святой Лука. 1625
Франс Хальс считается основоположником голландской реалистической школы. Всю жизнь прожив в Харлеме, он написал огромное количество портретов. Модели нравились ему такими, какие они есть – он не пытался их приукрасить. А вот характер модели он передать действительно пытался. Особенно удачно у него выходило это в тех случаях, когда он пытался иронизировать над разбогатевшими бюргерскими задаваками. Что-то вроде Мольера от живописи: он изображал их утрировано напыщенными и глупыми, символически намекая на бренность и кратковременность их успеха.Фото: m24.ru/Юлия Иванко
Картину украли в санитарный день, 9 марта, поэтому обнаружить пропажу удалось не сразу. Холст довольно грубо вырезали из рамы, из чего можно было сделать вывод. что грабители не разбирались в художественных тонкостях и не испытывали особого трепета перед живописным произведением Хальса. Более того, в музее были и другие, более ценные и уникальные произведения, которые остались нетронутыми, так что вывод о "непрофессионализме" грабителей напрашивался сам собой.Картина Франца Хальса до реставрации. 1625
Преступление было раскрыто по счастливой случайности, а вернее – по оплошности Волкова. Полгода о "Святом Луке" ничего не было слышно, пока в августе незадачливый вор не принял сотрудника КГБ, за иностранца, которому могла бы быть интересна картина "уровня Рембрандта" за 100 тысяч рублей. Их встреча произошла на Новом Арбате. Сотрудник КГБ, сразу осознав, что речь идет скорее всего о краденом, пообещал найти покупателя для картины, и передал информацию милиции. Сделка была назначена на субботу, 28 августа. На роль покупателя подобрали Леонида Краснова, сотрудника внешней разведки, блестяще владевшего немецким языком. На встречу он приехал на красном "Мерседесе" последней модели с немецкими номерами из автопарка КГБ. По мотивам этой истории был снят фильм "Возвращение Святого Луки". История была рассказана почти достоверно. От правды события фильма отличались лишь тем, что по сценарию кража была совершена ночью, а картина была обнаружена благодаря работе следственных органов, хотя в жизни, как это часто бывает, все произошло по чистой случайности.Фильм "Возвращение Святого Луки", 1970
Спустя полвека "Евангелисты" вновь приехали в Москву на выставку, которая называлась так же, как фильм "Возвращение Святого Луки". На этот раз ничего украдено не было, а в экспозиции были представлены также работы других западноевропейских художников VI—XVIII веков из собрания музеев Украины.Читайте также