Фото: cult.mos.ru/ Геннадий Грачев
Директор Объединения "Выставочные залы Москвы" Елизавета Фокина – об инклюзии, людях с особыми потребностями и культуре как способе социализации.Об инклюзии в культуре
За два года существования Объединения у нас сложилось несколько приоритетных направлений деятельности. В первую очередь это выставки и совместные проекты с федеральными и региональными музеями. Затем – "новое краеведение", которое позволяет нам выявлять потребности местных жителей и вместе находить решения, учитывающие их мнения и интересы. "Искусство в городе" посвящено развитию городского пространства. Поддержка детского творчества и подготовка детских образовательных проектов, кружков, мероприятий – это еще один вектор деятельности наших галерей. Как только мы серьезно подошли к созданию детской программы, стало очевидно, что в районах мало предложений для развития и досуга детей с особыми потребностями. Отсюда выросло целое направление – инклюзия, в рамках которой пройдут большие выставки, благотворительные акции и ярмарки. Галереи Объединения "Выставочные залы Москвы" являются районными центрами шаговой доступности, пространство которых должно быть максимально комфортно для людей с разными потребностями. В 2015 году инклюзия станет одним из важнейших направлений деятельности Объединения.
О социализации
В августе в одной из галерей Объединения "Выставочные залы Москвы" – Галерее XXI века – проходила выставка Андрея Демина – художника с аутизмом, который не использует устную и письменную речь, при этом работы его очень интересны. Данный проект был подготовлен совместно с мастерской «Особый художник» Государственного центра современного искусства. Его мы будем продолжать.
В нашей галерее "ГРАУНД Песчаная" есть клуб, где занимаются ребята с РАС (расстройством аутистического спектра). На занятиях клуба сотрудники галереи рассказывают подросткам о своей деятельности, знакомят с текущей выставкой, беседуют об искусстве. Помимо общения, ребята участвуют в мастер-классах. По отзывам родителей мы понимаем, что подросткам с аутизмом нравится посещать клуб, где они могут узнать что-то новое.
Я считаю, что основным принципом работы должна стать системность, а не разовые акции. Важно вовлекать людей с особыми потребностями в нашу жизнь и социализировать, необходимо сделать это моделью социального устройства, которая пронизывает весь жизненный цикл: от детского сада и школы до учреждений культуры.
О доступной среде
У нас в стране существует государственная программа "Доступная среда", которая на федеральном уровне занимается улучшением условий жизни людей с инвалидностью и особыми потребностями. Мы со своей стороны поддерживаем идею развития доступности с технической точки зрения, но дополняем ее. Мы считаем, что комфортная среда для особых категорий должна быть связана со светом, звуком, цветом стен, удобным выходом из зала, с количеством человек в группе. Не менее важным является и отношение окружающих: как человека встречают, как общаются, в зависимости не от диагноза, а от его системы восприятия и особенностей его реакций. Чем мягче и внимательнее к нуждам каждого человека будет принимающая среда, тем больше людей сможет в ней удержаться и развиваться. Я часто вижу, как подобную среду создают некоммерческие организации, но они зачастую не включают свои находки в городскую инфраструктуру – не потому, что не хотят, а потому, что просто не знают, как это можно сделать. Нам бы хотелось начать внедрять эти стандарты в наших учреждениях.
О социальной роли выставочных залов
Дети, которые учатся в специальных образовательных учреждениях, практически не адаптируются к обычной среде. Они могут получить образование, но у них меньше возможностей найти себе достойную работу в будущем. Профориентация для этих категорий развита слабо, и нам хотелось бы вырастить специальные мастерские на базе наших залов. С одной стороны, возникает вопрос: почему этим занимаются выставочные залы? Но мне кажется, что залы как раз и есть те центры шаговой доступности, дружелюбные и открытые всем видам искусств, для которых важна работа с локальными сообществами и которые активно включены в социальную среду. В наших планах – проводить тренинги и семинары, в ходе которых всем сотрудникам – от директора до уборщицы – будут рассказывать о том, как воспринимать людей с особыми потребностями, и включать их в диалог.
О "Круге II"
У нас есть постоянный партнер среди учреждений Департамента культуры – ЦКиД "Академический". Вместе мы придумали и реализовали проект под названием "Арт-продленка", а в марте провели благотворительный аукцион в пользу продленки в "Академическом" и фонда "Антон тут рядом" – художники пожертвовали для него свои работы, вместе нам удалось собрать средства, необходимые для обеих организаций. Сейчас мы запускаем третий совместный проект с ЦКиД и интегрированным театром-студией "Круг II". Студии и ее руководителю Андрею Афонину мы предложили проводить занятия в галерее "На Шаболовке". Там будут проходить несколько мастерских: песочная (у них большой опыт – спектакли идут на фоне песочной анимации), пластическая и театральная. Если ранее Андрей Афонин работал с подростками и взрослой аудиторией, то теперь он создал специальную программу для детей. У Афонина люди с особыми потребностями всегда становятся полноценными участниками спектаклей и просто творческого процесса, по его мнению, они-то и есть настоящие артисты, ничем не отличающиеся от всех остальных.
Продолжение читайте на сайте
Культура Москвы.
Ирина Осипова