Форма поиска по сайту

Гигантская пилюля, офорты Гойи и словенский андеграунд – экскурсия по "Гаражу"

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Музей современного искусства "Гараж" презентовал четыре проекта в рамках нового выставочного сезона. С 30 сентября здесь можно будет познакомиться с подпольным словенским искусством 1980-х, посмотреть графику фотореалиста Роберта Лонго и режиссера Сергея Эйзенштейна, офорты Франсиско Гойи и оказаться внутри гигантской красно-белой пилюли, созданной китайской художницей Инь Сючжэнь. Корреспонденты m24.ru оказались на выставке раньше всех.

Красно-белая пилюля оказывается первым объектом, в который попросту упираются посетители Музея, едва пересекая порог здания. Для ее создания все лето "Гараж" проводил акцию по сбору красно-белых футболок. Китайская художница Инь Сючжэнь и ее ассистенты вручную сшили из собранной одежды чехол для двенадцатиметрового каркаса, напоминающего по форме лекарственную капсулу. При желании посетители "Гаража" могут оказаться даже внутри пилюли, которая, по словам куратора проекта Кейт Фаул, стала самым большим архитектурным объектом, когда-либо созданным художницей.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Проект получил название "Медленное действие". Дело в том, что такие пилюли, какую изображает арт-объект, на самом деле предполагают замедленное поступление лекарственных веществ в организм, чтобы увеличить силу лечебного воздействия. Так и художница, размышляя о ускоряющихся темпах развития технологий и глобализации общества, пытается "замедлить" эти процессы через искусство.

С другой стороны, она поднимает вопросы лечения и самолечения человека через искусство: идея живительной и целительной роли прекрасного стара как мир. Согласно концепции Сючжэнь, человек, оказавшись в оболочке, сшитой из повседневной одежды, попадает внутрь собственного тела и может провести сеанс самолечения через ментальные практики и позитивное мышление. Вообще одежда для художницы – важный материал не только в рамках данного проекта. Она часто использует старые вещи, потому как они символизируют для нее швейные фабрики в Китае. С одной стороны, это личное воспоминание о ее матери, которая работала на одной из таких фабрик. а с другой – это часть национальной культуры.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Инсталляция "Медленное действие" стала третьим проектом, выполненным в рамках программы Garage Atrium Comissions в атриуме первого этажа Музея. Программа открылась большим проектом Эрика Булатова "Все в наш Гараж" в июне 2015 года, а продолжила ее тотальная инсталляция с настоящими джунглями Рашида Джонсона "В нашем дворе", которая была создана весной 2016 года и просуществовала до начала сентября.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

На Площади искусства перед "Гаражом" в этот раз как будто бы не появилось никаких объектов. На самом деле, новой стала светодиодная неоновая инсталляция Бориса Матросова, установленная на крыше Музея. Текст "Нет, ну не могла же она знать, во что это все" кажется вырванным из какого-то диалога и провоцирует зрителя задавать вопросы и размышлять над контекстом фразы, ее началом и окончанием: не могла же она знать, во что это все – что? Выльется?

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Два самых больших и самых важных проекта в новой программе "Гаража" – выставка словенского андеграундного искусства 1980-х "NSK: от "Капитала" к капиталу" и "Свидетельства" с работами Франсиско Гойи, Сергея Эйзенштейна и Роберта Лонго.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

В рамках выставки "NSK: от "Капитала" к капиталу" впервые в России демонстрируются работы художников творческого объединения "Новое словенское искусство" (Neue Slowenische Kunst – сокр. NSK), ставших самыми яркими представителями подпольно-радикальной культурной жизни Любляны 1980-х годов. NSK состояло из трех коллективов – мультимедийной группы Laibach, группы визуального искусства IRWIN и театральной труппы "Театр сестер Сципиона Назики". Куратор выставки, которым стала директор Музея современного искусства Любляны Зденка Бадовинац, сумела отразить в экспозиции все грани и формы творчества этих художников: здесь есть и музыкальные эксперименты, и объекты из зоологического музея, и лозунги, и философские манифесты.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Выставка "Свидетельства" включает 49 офортов Франсиского Гойи, рисунки и фрагменты фильмов режиссера Сергей Эйзенштейна и угольные фотореалистические рисунки художника Роберта Лонго. Этих мастеров, представителей разных эпох и различных социальных контекстов объединяет одно – интерес к выразительности черно-белого рисунка и безграничности художественных возможностей обыкновенной черной линии на бумаге.

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Среди офортов Гойи, представленных в "Гараже", есть абсолютные шедевры – серии "Капричос" и "пословицы". Они выставлены в отдельном зеркальном кубе. Рисунки и замедленные проекции кадров из семи фильмов Эйзенштейна можно увидеть в дальнем зале экспозиции. А основное пространство выставки отведено, конечно, работам Лонго. Стоит предупредить: глаз вас наверняка обманет, потому что это не фотографии, как кажется на первый взгляд, а рисунки, выполненные углем. И это настоящая магия: до тех пор, пока вы не подойдете вплотную к работам, глаз будет отчетливо видеть фотографию с ее линеарностью и четкостью контуров, но когда между вами и поверхностью изображения останется не более полуметра, тогда четкая картинка превратиться в воздушную угольную дымку.

График работы выставок, а также публичной образовательной программы опубликован на сайте музея.