Форма поиска по сайту

10 неизвестных: художники, изгоняющие дьявола



Франсиско Гойя "Сатурн, пожирающий своих детей", 1819

Обычно мы посвящаем рубрику "10 неизвестных", которая выходит на сайте m24.ru каждый понедельник, забытым и малоизвестным произведениям искусства, хранящимся в собраниях московских музеев или представленным в экспозициях временных выставок. Но в отдельных случаях мы создаем для вас гиды по виртуальному музею одного мастера, жанра или темы в искусстве.

31 октября во всем мире отмечают Хэллоуин. Этот праздник, история которого восходит к традициям древних кельтов, стал одним из самых ярких культурных феноменов современности. Он уже давно не считается религиозным и не имеет ничего общего с церковными обрядами, тем не менее его идеи связаны с основами христианства. Считается, что в ночь с 31 октября на 1 ноября злые духи и потусторонние силы проникают в реальный мир. На самом деле, интерес к разного рода нечисти существовал всегда, и даже в самые религиозные времена находил отражение в живописи.


Франсиско Гойя "Шабаш ведьм", 1823

Франсиско Гойя – один из трех главных испанских художников наряду с Эль Греко и Веласкесом, которых нужно знать, даже если вы совсем не разбираетесь в искусстве. На протяжении всей своей блистательной карьеры он писал парадные портреты испанских грандов и королевских особ и заслужил небывалую славу и богатство. Пережив инквизицию, революцию, свержение и реставрацию испанских Бурбонов, в 1820 году Гойя тяжело заболел и совершенно оглох. Тяжелый недуг и паралич сильно поменяли его живопись: в 1823 году художник расписал интерьеры своего дома поверх уже существовавших пейзажей. Один из 14 сюжетов, изображающих страхи, безумие и пороки человечества, получил название "Шабаш ведьм". В нем старухи-ведьмы подносят тела мертвых младенцев демоническому козлу.

Джон Генри Фюссли "Ночной кошмар", 1781

Джон Генри Фюссли – английский современник Гойи. Серия "Ночной кошмар", состоящая из четырех картин – типичный пример английской неоготики. Демон, сидящий на груди девушки, служит воплощением кошмаров и бессознательных страхов. Еще одним символическим элементом оказывается голова слепой лошади, которая выглядывает из-за штор. Неизвестно, какое именно литературное произведение стало источником сюжета, но его корни нужно искать в классике: все картины Фюссли служили иллюстрациями к сюжетам готических рассказов, "Божественной комедии" Данте, трагедий Шекспира или древнего эпоса Гомера.

Джованни Канавессио "Иуда", 1492

Одно из самых страшных изображений Иуды принадлежит кисти итальянского художника Джованни Канавессио. Вообще такая натуралистичность с выпущенными кишками не была характерна для итальянской живописи эпохи Возрождения, а такой сюжет более понятно смотрелся бы в нидерландских работах. Художник изображает, как дьявол буквально вытаскивает душу Иуды из живота.

Питер Брейгель Старший "Триумф смерти", 1562

Иконография смерти в образе скелета с косой сложилась еще в Средневековье и сохранилась до наших дней. Она появилась в рамках религиозного и крайне набожного протестантского искусства: именно таким было все Северное Возрождение, а живопись Брейгеля и Босха стала его наивысшей точкой расцвета. Но, возможно, "Триумф смерти" является самой мрачной из брейгелевских работ.

Картины Брейгеля требуют длительного внимательного изучения: чем дольше смотришь, тем больше скелетов замечаешь, при этом все они заняты разными "повседневными" обязанностями. Художник ничего не изобретает: все сюжеты того, как смерть мучает человека, существовали и раньше, просто раздельно. Заслуга Брейгеля в том, что он объединил их все в одной картине.

Микеланджело "Мучения Святого Антония", 1487

"Мучения Святого Антония" – картина, написанная на сюжет позднеготической гравюры немецкого рисовальщика Мартина Шонгауэра. В июле 2008 года на аукционе Sotheby's эта картина была продана за 2 миллиона долларов как произведение мастерской итальянского художника Доменико Гирландайо. Это означало, что работа могла быть создана одним из учеников мастера, имя которого кануло в лету. На основе различных хроник и документов сотрудники нью-йоркского Метрополитен-музея установили, что полотно может принадлежать кисти самого Микеланджело, который действительно являлся учеником Гирландайо. Если это предположение верно, тогда перед нами самое раннее из известных произведений великого художника, созданное им в возрасте 12 или 13 лет.

Давид Рейкарт "В кругу демонов", 1650-е

Давид Рейкарт на сегодняшний день остается малоизвестным фламандским художником первой половины XVII века. Большая часть его картин представляет собой грубоватые жанровые сценки из жизни крестьян, но среди них встречаются совершенно удивительные работы с фантастическими сюжетами. Его демоны – это оживленные скелеты полусобак-полукуриц. Такая "одомашненность" неудивительна: в жанровых сценах Рейкарта крестьяне часто изображаются с кошками или собаками, поэтому художник, очевидно, хорошо был знаком с анатомией этих животных.

Михаэль Пахер "Сделка с дьяволом Феофила Аданского", XV век

"Сделка с дьяволом Феофила Аданского" – старейший апокрифический сюжет заключения договора с сатаной, который стал источником легенды о докторе Фаусте. Феофил вел смиренную жизнь и отрекся от высокого церковного положения, но был изгнан из церкви Аданы. Тогда он обменял свою душу у дьявола на сан епископа, а после раскаялся и просил отпущения грехов у Девы Марии. Михаэль Пахер изображает на картине момент заключения сделки, но при этом Феофил оказывается уже одетым в епископские одежды. Такой прием совмещения событий, разделенных во времени, часто встречается в живописи Раннего Возрождения.

Ханс Мемлинг "Страшный суд" (фрагмент), 1473

Демоны, терзающие юных дев и мужей, изображены на правой створке алтарного триптиха, какие художники в бесчисленном количестве создавали для церквей. Ханс Мемлинг трактовал религиозные сюжеты достаточно свободно, не опираясь на строгие каноны, и поэтому его творчество выделяется на фоне остальной фламандской живописи.

Джеймс Энсор "Скелеты, сражающиеся за тело повешенного", 1894

Джеймс Энсор – бельгийский современник Мунка и Ван Гога, который изображал маски, скелеты или скелеты в масках. На этом нехитром сочетании построен практически весь сюжетный ряд художника. С одной стороны, это, безусловно, была отсылка к средневековой религиозной живописи, к Брейгелю и к Босху, с другой стороны – философия символизма рубежа XIX – XX веков оказала на него не меньшее влияние.

Мартино ди Бартоломео "Подменыш", XV век

В средневековом европейском фольклоре, наполненном страхами и суевериями, можно набрать целый опус легенд и преданий о подменышах – существах, которых злые духи, мифические существа или демоны оставляли вместо похищенных детей. В живописи фабула встречается не так часто, тем не менее произведения с аллюзиями на нее можно найти не только в средневековом искусстве, но даже в живописи XVIII–XIX века. Мартино ди Бартоломео совмещает два момента в одном изображении: внизу справа дьявол забирает младенца из люльки, оставляя вместо него маленького беса с рогами, а слева наверху – он уже уносит младенца, вылетев через окно.