Георгий Данелия. Фото: ТАСС/ Александр Куров
25 августа режиссер Георгий Данелия отмечает 85-летие. Его ленты – "Я шагаю по Москве", "Осенний марафон", "Джентльмены удачи", "Мимино", "Афоня", "Тридцать три" и многие другие, знает и любит вся страна. О самом необычном детище режиссера – фильме "Кин-дза-дза!", ставшем классикой советской фантастики, в материале нашего обозревателя Алексея Байкова.Режиссер Георгий Данелия всегда мечтал снять свой фантастический фильм. А вот о чем – толком не знал. Первоначально все мысли крутились вокруг легкой авантюрной комедии, ремейка "Острова сокровищ", но в космическом антураже. И лишь когда режиссер своей рукой нарисовал первые образы инопланетян и их техники, его озарила совершенно другая идея: "Как только обезьяна слезла с дерева и у нее отвалился хвост, она стала смотреть в небо с надеждой, что прилетит оттуда кто-то очень умный и очень добрый, наведет порядок, и наступит на земле сытость и благость. А мы с Резо Габриадзе подумали: почему оттуда должны прилететь обязательно умные и добрые? В этой Вселенной наверняка есть бесконечное множество планет, на которых живут существа, подобные нам. И есть, очевидно, такие планеты, где эти существа в своей цивилизации намного обогнали нас. Вот на такую планету мы с Резо и решили отправить наших героев, чтобы выяснить, стоит ли их с надеждой ждать?" (из мемуаров Данелии "Тостуемый пьет до дна").
И дальше одно пошло цепляться за другое, и все завертелось: возникла пустынная планета Плюк, на которой из морей давно луц сделали, а вместо причудливых существ с разноцветными перьями и хоботками, которых рисовал Данелия, появились люди – такие же, как мы, но чуть-чуть другие. Способные за несколько секунд переместиться в любую точку Вселенной, но при этом не интересующиеся ничем, кроме цветовой дифференциации штанов, оставившие от музыки несколько нот, а от языка – с десяток слов. Уже нашедшие ответ на вопрос о смысле жизни: "Они будут на коленях ползать, а мы на них – плевать".
Хохотавшая на сеансах до слез университетская молодежь думала, что все это – один сплошной намек на советскую бюрократию и ЦК КПСС. А оказалось, что Данелия и Габриадзе не столько издевались, сколько пророчествовали. Чатланин недаром одного корня со словом "чатл", обозначающим плюканскую валюту из кусочков керамики, то есть это "тот, у кого много чатлов". Пройдет всего лишь несколько лет – и чатлане победителями въедут в города на шеститсотых пепелацах, накопление чатлов и КЦ станет единственным смыслом существования, а "общество с цветовой дифференциацией штанов" из удачной метафоры превратится в объективную реальность. Правда вместо штанов будут малиновые пиджаки, но это уже детали.
Неудивительно, что суть фильма никто не мог уловить ни на стадии производства, ни в зрительном зале, впрочем, это даже пошло ему на пользу – благодаря полнейшему абсурду сюжета и диалогов, а также имени Данелия на обложке сценарной папки, ему беспрепятственно удалось преодолеть все цензурные барьеры. Председатель Госкино А.И. Камшалов вызвал режиссера к себе в кабинет: "Если бы это был не твой сценарий, я эту ... бросил бы читать на первой странице!" – и дал добро. Примерно так же реагировали и актеры. Большинство из них даже на площадке все еще не понимали, о чем фильм, но сниматься у Данелии хотели все.
Первые зрители реагировали примерно в том же духе – на режиссера и госкомитет обрушился шквал гневных писем: "Куда смотрит правительство? На что тратятся народные деньги? Кто позволяет хорошим артистам сниматься в такой ерунде? Как не стыдно режиссеру морочить голову советскому народу?" и тому подобное. Правда, потом распробовали, и "Кин-дза-дза!" породила самый настоящий культ. "Ку" стало популярным приветствием, а прочие словечки и цитаты вошли в молодежный сленг и не выйдут из него еще пару поколений. В эпоху YouТtube "Кин-дза-дза!", пожалуй, советский фильм № 1 по цитируемости в видеомемах. Стоит только появиться в Сети трейлеру очередного голливудского фантастического блокбастера, как буквально в течение недели его персонажи заговорят голосами Уэфа и Би. Это ли не свидетельство непреходящей популярности?
[html]<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/Hqf2fOLUXJw" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]
Видео:
Youtube/пользователь: SKATenore
В главных ролях снимались...
К середине 80-х давно уже было ясно, что съемки в любом фильме Данелии – это важнейшая веха в актерской карьере, так что даже если не все понимали сценарий, то этот недостаток они с лихвой возмещали энтузиазмом.
Станислав Любшин (дядя Вова), уже ставший известным на всю страну благодаря главным ролям в "Пяти вечерах", "Сентиментальном романе" и в киноэпопее "Щит и меч", давно ждал приглашения от Данелии, тем более, что тот задолжал ему главную роль еще со времен "Я шагаю по Москве". Тогда он так и не сыграл Володю – монтажника из Сибири, приехавшего покорять столицу своим литературным талантом. Так, может, не случайно у его нового персонажа было все то же, старое имя? Может, прораб дядя Вова – это и есть тот самый Володя, перебравшийся в столицу, но так и не ставший писателем?
Кадр из фильма "Кин-дза-дза!"
17-летнему Ревану Габриадзе повезло стать одним из тех, кто получил главную роль еще в детстве и вошел в мир кино, распахнув все двери ударом ноги. Правда, тут существует и своя неприятная закономерность – большинство киноподростков так и остаются вечными заложниками своих ролей, доиграв их до конца, они покидают кино. Дальнейшую фильмографию Натальи Гусевой, братьев Торсуевых, Баркова и Дружинина (Петров и Васечкин) можно пересчитать по пальцам одной руки, и все это далеко не вехи в истории кинематографа. Не стал исключением и Габриадзе. Сняв цак и отложив скрипку, он даже заокончил театральный в Тбилиси, но с тех пор снялся всего лишь в трех эпизодических ролях. Но все-таки остался в кино как режиссер. На сегодняшний день за ним числятся четыре полнометражных фильма, 26 рекламных роликов и клип "Карл-Маркс-Штадт" группы "Мегаполис".
На роль пацака Би сперва позвали Валентина Гафта, но он отказался, и тогда Данелия позвонил лежавшему в больнице Юрию Яковлеву. Тот с удовольствием сбежал из надоевшей палаты, но выяснилось, что убирать его из сетки спектаклей театра Вахтангова даже ради Данелии никто не собирается. Актеру пришлось постоянно мотаться между Москвой и Туркменией, каждый раз испытывая на себе все прелести резкой акклиматизации.
Евгений Леонов (Уэф) незадолго до того перенес операцию на сердце, и съемки посреди раскаленных добела Каракумов, где днем столбик термометра показывает от +60 и выше, запросто могли стоить ему жизни. Держался он буквально из последних сил, а его воспетые в мемуарах доброта и тактичность регулярно давали трещину под напором жары. Несколько раз Леонов орал даже на Данелию, впрочем, о чем тут говорить, если куда более здоровых и молодых актеров порой уносили с площадки в глубоком обмороке.
Евгений Леонов. Фото: ТАСС/ Виталий Мастюков
Ирину Шмелеву (Тачаночницу) Данелия не стал даже прогонять через пробы: он и без того прекрасно помнил, как она сыграла невесту в фильме "Слезы капали", и с удовольствием утвердил ее на одну из главных женских ролей в "Кин-дза-дза!".
Абрадокса с Альфы должен был сыграть вечный иностранец "Мосфильма" и московский корреспондент журнала "Шпигель" Норберт Кухинке. Но за несколько дней до начала съемок в Туркмении Данелиия позвонил первый зампред Госкино Сизов и предупредил, что немца больше не пустят на "Мосфильм". А если он все-таки попадет в фильм, то его вырежут из всех эпизодов, как ранее вырезали невозвращенца Крамарова. Тогда стали отчаянно пытаться найти замену – звонили и Бондарчуку, и даже Смоктуновскому, но никого не нашли. В итоге Абрадокса пришлось играть самому Данелии, а возмущенный Кухинке дошел аж до ЦК, где и выяснилось, что запрет был личной инициативой Сизова.
И, безусловно, блестящей режиссерской находкой стал эпизод с участием советского Питера Динклэейджа – Владимира Федорова. Буквально несколько секунд, в которых был заключен практически весь смысл фильма, и ни единой реплики. Федоров сыграл свою роль великолепно.
"Это планета Плюк, 215 в тентуре"
Поскольку Данелия все же не книгу писал, то, разумеется, он и сам не знает, как и почему плюкане дошли до жизни такой. Невероятно совершенные технологии, сверхмощное оружие, телепатия – и при этом полностью убитая экология и абсолютно дремучее торгашеское сознание аборигенов. Большинство современных реконструкторов сходятся на том, что незадолго до прибытия Скрипача и дяди Вовы на Плюке бушевала война. По крайней мере, по своей визуальной эстетике мир получился не научно-фантастическим, а именно постапокалиптическим: все ходят в каких-то лохмотьях, все ржавое, все грохочет, и скрипит, и вечно норовит развалиться.
Георгий Данелия. Фото: ТАСС/ Николай Малышев
Остается только гадать, откуда Данелия и художник Теэодор Тэжик взяли именно такой образ другой планеты. Представители творческой интеллигенции, в особенности киношники, в начале 1980-х уже почти все имели дома видеомагнитофоны, так что первоисточником мог быть и "Безумный Макс-2" (1981), и "Дюна" Дэвида Линча (1984), и даже I-й (IV-й) эпизод "Звездных войн". В самом деле, почему бы Плюку и Татуину и не быть планетами-побратимами?
В связи с тем, что пошивочный цех "Мосфильма" был наглухо загружен заказами от Бондарчука, снимавшего своего "Бориса Годунова", костюмы собирали с миру по нитке. В дело пошел склад мосфильмовской костюмерной, списанные комбинезоны летчиков с авиабазы рядом с Небит-Дагом, находки с помойки, нижнее белье фабрики "Заря" и даже личный гардероб Данелии. Скажем, костюм Леонова-Уэфа состоял из исторических башмаков, сшитых для фильма "Тиль Уленшпигель", матросских штанов и водолазного гидрокостюма, вывернутого наизнанку и подкопченного зажигалкой. А его странного вида головной убор в прошлой жизни был "шортами", вырезанными из летного комбинезона. Примерно так же было сделано и все остальное – из обрывков и обрезков, пружинок, мешочков и случайных тряпочек. Благодаря таланту Теодора Тэжика каждая деталь с ювелирной точностью вписалась в визуальный ряд картины.
Где эта улица, где это "ку"?
Большую часть сцен фильма снимали в пустыне Каракумы, примерно в 100 километрах от города Небит-Даг (ныне – Балканабад). По слухам, там до сих пор стоит и ржавеет привезенное киношниками колесо обозрения.
Все московские сцены снимались на Новом Арбате рядом со входом в магазин в доме № 28. Чатланское метро – это в то время еще недостроенная станция "Полянка". "Перекресток" подземного чатланского города, на котором дядя Вова и Скрипач в клетке пытались исполнять Strangers in the Night Синатры, на самом деле находился под вращающейся сценой Центрального театра Советской (сейчас Российской – ред.) армии.
Кадр из фильма "Кин-дза-дза!"
Сцена надувания последнего выдоха господина ПЖ снималась в одном из цехов Днепропетровского шинного завода. Уже в 2000-х об этом поведал его бывший мастер через портал anekdot.ru: "Кин-дза-дза!" смотрели? Когда 600 жлобов насосами дерьмо качает. Во. У нас в подготовительном снимали. Ну облагородили, канеша, малеха.. Проветрили... Пол помыли..."
Почему-то всем кажется, что сцена "Сон Гедевана", в которой директриса музыкального училища отчитывает Скрипача за шестилетнюю отлучку и потерю казенной скрипки, снималась в Нескучном саду. На самом деле – это Волжская набережная рядом с Домом общества врачей в Ярославле.
Послесловие мастера
Спустя 24 года Данелия снял анимационный фильм "Ку! Кин-дза-дза!" на тот же сюжет, но уже с совершенно другими персонажами. Дядя Вова превратился в виолончелиста Чижова, а Гедеван стал нежданным племянником Толиком. Внешний вид инопланетян вместо людей, "почти таких же, как мы", по максимуму приблизился к изначальным эскизам Данелии с поправкой на ставшую уже канонической эстетику пустынного и ржавого Плюка. Величественный Абрадокс превратился в робота-приколиста. Разве что пепелац остался тем же самым.
Видимо, так и было надо, но что-то никто еще не встречал людей, говорящих крылатыми фразами из новой "Кин-дза-дза!ы", ни в жизни, ни в интернете. Похож,е, что и в кино все бывает только один раз.
Факты о фильме и не только
Изначально фильм должен был называться "Звездная пыль". Новое название родилось прямо на съемочной площадке, после того как выяснилось, что Леонид Ярмольник, который должен был играть торговца этой самой пылью, сниматься в картине не будет. А появилось оно так: в большом пепелаце висел гамак, в котором Леонов любил отдыхать во время перерывов. Как-то к нему подсел Любшин и поинтересовался: "Что у тебя в портфеле?" Леонов стал его передразнивать, изображая эхо: "Феле-феле-феле…", потом ответил: "Зелень". – "Какая?" – "Кинза". И продолжил петь: "Кин-дза-дза-дза…" Его вежливо попросили заткнуться, но распев застрял в голове у Данелии и стал новым названием фильма.
В сцене, когда отчаявшийся Скрипач бросает в огонь все свои плюканские трофеи, он кричит: "Ааа!!! Кому это все надо: цаки, траки, вся эта дрянь?!", а далее следует нечто неразборчивое по-грузински. Дословно фраза звучит как "Каргис дэда мовткан!" – это грязное ругательство, примерный аналог русского "ядрена мать". Слово "траки" – тоже не русское, это ругательный вариант слова "задница" в грузинском. А на французский оно же переводится словом "кю" (cul), которое заодно является ругательством и на португальском ("сu").
До сих пор никто не может сказать, что такое КЦ и откуда оно взялось. Сам Данелия в своих мемуарах только руками разводил: "Что такое КЦ мы не знаем".
Фото: matchmania.ru
Коллективный разум интернета предлагает следующие версии: 1) от Константин Циолковский, 2) ЦК наоборот, 3) от грузинского "кецэ" – специальная глиняная сковорода, в которой подают горячие блюда, чтобы они не остывали на столе, 4) от романа А. Беляева "Звезда Кэцэ", 5) от "Kc" – обозначения кроны на чешских монетах, 6) просто сокращение, которое означает то ли "концентрированная ценность", то ли "конечная цель".
Есть и еще один вариант – в Барнауле в те времена существовала спичечная фабрика имени Клары Цеткин.
Слово "пепелац" происходит от грузинского "пепела" – бабочка. Это слово уже звучало в другом фильме Данелии "Мимино", в сцене, когда старуха просит Валико перевезти на вертолете корову, а тот в ответ стучит по фюзеляжу и кричит: "Пепела! Пепела!", намекая на слишком маленькую для этого грузоподъемность Ми-2.
Кадр из фильма "Кин-дза-дза!" Фото: wikimedia.org
Всего пепелацев было четыре. Самый большой изготовили из хвостовой части Ту-104, а в его крышу была вставлена и вращалась втулка от вертолетного винта. Самый маленький, сделанный из дерева в масштабе 1:12, для комбинированных съемок, был кем-то украден со склада "Мосфильма" сразу же после премьеры. И лишь 10 лет спустя его нашел коллекционер космических и авиационных артефактов Виктор Таран.
В конце 90-х в США компания Rotary Rocket построила действующий аналог пепелаца – одноступенчатый космический вертолет Roton ATV. Поскольку гравицаппу американские инженеры так и не изобрели, перемещаться за 5 секунд в любую точку Вселенной "Ротон" не мог и летать должен был всего лишь до орбиты и обратно. На низких и средних высотах его нес вертолетный винт, а в стратосфере и в космосе должны были включаться закрепленные на кончиках лопастей реактивные двигатели. На испытаниях "Ротон" поднялся до высоты в 23 метра, а мог ли он выйти в космос – никто уже не узнает, поскольку в 2001 году проект был закрыт из-за банкротства Rotary Rocket, и аппарат сдали в музей. Но как похож…
Знаменитая и всенародно любимая "Мама" взята из фильма "Котовский" 1942 года, его же дядя Вова смотрит по телевизору в начале фильма, вернувшись домой с работы. Вот эта песня:
[html]<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/zsbqm6JqIBE" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>[/html]
Видео:
Youtube/ пользователь: Дед Клюквороб
Песню "Мыла Марусенька белые ноги" Леонов пел в каждом фильме Данелии, где он снимался.
Данелия специально настаивал на том, что музыка инопланетян должна звучать не только непривычно для человеческого уха, но и максимально отвратительно. Ради этого он заставил композитора Гию Канчели сократить партитуру сперва до четырех, а затем и всего до двух нот, а также добавил к дуэту скрипки и синтезатора такие могучие инструменты, как старинный ржавый замок и кусок стекла, по которому скребли бритвой. Играть на стекле должна была ассистентка по актерам Елена Судакова, но и она не смогла вынести этого звука. В итоге скрести бритвой по стеклу и страдать от этих гармоний пришлось лично Гии Канчели.
Пока писали сценарий, умер Андропов, и новым генсеком был избран Черненко. Константин Устинович. Перед "Кин-дза-дза!" явственно замаячила перспектива запрета, поскольку на протяжении всего фильма большинство персонажей, иногда и по нескольку раз, повторяли слово "ку", которое запросто могло быть воспринято цензурой как скользкий намек на инициалы первого лица страны. Данелия и Габриадзе стали срочно думать, чем бы заменить нежданную крамолу. Но пока решали – Черненко уже умер, и слово "ку" сохранилось.
Зато, когда пришел Горбачев и началась антиалкогольная кампания, фильм все равно пришлось подвергнуть цензуре. По сценарию у Гедевана в сумке лежала бутыль не с уксусом, а с чачей – грузинским виноградным самогоном. По новому указу за самогоноварение стали давать до 8 лет, так что при озвучке чачу в срочном порядке заменили уксусом, а из фильма выкинули сцену грандиозной отвальной пьянки землян и плюкан, в результате которой перебравшие Уэф и Би промахиваются мимо Земли и прилетают на Альфу.
В титрах значится некий Рене Хобуа. Это не актер, не оператор и не художник, а самый обычный грузинский строитель, которому Данелия пообещал, что всегда будет указывать его имя в титрах своих картин.
Фильм "Кин-дза-дза!" совершенно точно смотрел нынешний президент США Барак Обама. По свидетельству его сестры, у них в доме была русская кассета "с каким-то идиотским фильмом", которую Барак крутил постоянно, после чего на все вопросы отвечал: "Ку!"