МХТ имени Чехова пообещал провести расследование внутри коллектива по поводу истории с перекупщиками во время предварительной продажи билетов 6 мая. Обращение к зрителям опубликовано на официальном сайте театра. Скандал вокруг предпродажи билетов на спектакль "Северный ветер" Ренаты Литвиновой в МХТ имени Чехова разлетелась по социальным сетям. Общественность в очередной раз заострила внимание на теме незаконных продаж. Эксперты рассказали m24.ru о реальной ситуации на театральном рынке.
Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев
"Если вдруг, нечаянно, не по злому умыслу сотрудники театра обошлись с вами невежливо, мы просим у каждого из вас самого искреннего прощения. Мы проводим внутри коллектива пристальное расследование, и если такие случаи имеют место, к этим должностным лицам будут применяться строгие дисциплинарные взыскания", – обратился к зрителям первый заместитель художественного руководителя-директора МХТ имени Чехова Юрий Кравец. В администрации театра m24.ru также сообщили: будет проводиться проверка.
Интернет-кассы заманивают зрителей призывами "купить билеты", "билеты на премьеру, недорого", "купить-купить-купить". Если чувствуется спрос, цены поднимают в два, а то и в три раза. Как сильно поднимется цена – зависит от популярности спектакля и режиссера.
"В Санкт-Петербурге на ежегодный международный фестиваль балета DANCE OPEN в этом году перекупщики устанавливали просто космические цены. Например, билет стоил пять тысяч рублей. А они его продавали за 50 тысяч", – рассказала специалист по связям с общественностью дирекции театрально-зрелищных касс Надежда Кокорева.
Как правило, никаких чеков и официальных документов перекупщики не предоставляют. Да и кто об этом будет задумываться, когда в руках окажется заветный билет.
"На билете, например, заклеивают или заштриховывают реальную стоимость. Это обычно продажа из рук в руки. Но так работают не только подозрительные продавцы около театров. Незаконные продажи осуществляются и через красочные сайты. Зритель ведь особо не задумывается, официальный это ресурс или нет. Сайт у организации есть? Есть. Билет продали? Продали. Ну а что дальше – не важно", – отметила Кокорева.
"Мы работаем со многими театрами. У нас есть такое общее поле, некий электронный шлюз с билетной системой: те билеты, которые доступны на сайте театра, доступны и у нас. И продаем мы их по номинальной цене. В некоторый случаях берем сервисный сбор", – рассказал генеральный директор московской Дирекции театрально-концертных и спортивно-зрелищных касс ("МДТЗК") Виталий Виноградов.
По его словам, на "дефицитные" спектакли большая часть билетов ни в кассы, ни на официальные сайты не попадают. Просто потому что перекупщики в этом бизнесе не первый день, а схемы выкупа давно отработаны.
"Кроме того, они выкупают самые лучшие места. Это обычно партер. И серьезного контроля за этим нет. Самая резонансная история была и остается вокруг Большого театра. "Лебединое озеро", "Щелкунчик" – на эти спектакли билеты всегда скуплены. На сайте они держатся буквально несколько секунд. Правда, Большой уже начинал бороться с перекупщиками и вводить систему браслетов. Но и здесь спекулянты находили свои лазейки", – пояснил эксперт.
This browser does not support the video element.
В качестве средства борьбы с перекупщиками Виноградов предлагает повышать цены.
"Нужно повышать цены на билеты. Это касается премьер и спектаклей, которые пользуются спросом. В кассах и на официальных сайтах билетов на такие постановки практически не остается. Перекупщики действуют быстро. Поэтому если человек может позволить себе билет за 20 тысяч рублей, пусть лучше он приобретет его в театре, чем у спекулянта. Например, Театр Наций начал действовать по такому принципу", – поясняет он.
По его словам, ловить перекупщиков за руки бесполезно.
"Деятельность перекупщиков, естественно, незаконна. Но если вы их заметите около кассы, ничего не сможете сделать. Разве что закричать: "Здесь происходит преступление!" Но доказать это сложно. Просто пока что перепродажа билетов – это не запрещенная деятельность. Во всяком случае, пока это законно. Это отдельный бизнес, на котором некоторые неплохо наживаются", – сказал Виноградов.
"Не знаю, как насчет МХАТа, но у некоторых театров, в том числе и в Москве, есть очень проверенная схема. Существуют распространители – люди, которые продают билеты по своим каналам. Театр какое-то количество билетов выдает им, а они, собственно, их распространяют. Формально вы к ним не придеретесь, потому что эту цепочку отследить очень сложно. Театр сам решает, кому и какие билеты выдавать, какими каналами пользоваться: кассами, корпоративными клиентами или теми же перекупщиками. Это сугубо их дело. Почему театры так делают? Причины, в основном, коммерческие", – объяснил Виталий Виноградов.
This browser does not support the video element.
Контролируют прибыль от продажи билетов и экономику театров специальные службы, добавил он. Все зависит от того, в чьем ведомстве находится учреждение: Министерства культуры РФ или Департамента культуры Москвы.
"Ведомства контролируют все, что связано с хозяйством театров: по какой цене и сколько билетов было продано, какая вообще экономика театра – они проводят такой аудит. Но никак не регулируют количество билетов, которое может продать театр, и не ограничивает круг покупателей. Это свобода театра. Директор решает, как вести свою экономическую деятельность", – отметил Виноградов.
МХТ имени Чехова курирует Министерство культуры РФ. В ведомстве подтвердили: продажи билетов – личное дело театра. Но если закон все же нарушается, вопрос будет решаться жестко – в суде.
"Вопросы организационно-хозяйственной деятельности, включая организацию продажи билетов, относится к компетенции руководства театров. Случаи нарушения закона подлежат рассмотрению в судебном порядке. Необходимо понимать, что в настоящее время каждый театр, музей, филармония и другие учреждения культуры продают билеты по-своему, во многом – в зависимости от региональных условий", – уточнили в пресс-службе Минкульта.
Спекуляция билетами – проблема давняя. И касается она не только Москвы, но и других городов. Так что решать ее будут на законодательном уровне.
"Минкультуры, проанализировав собственный и зарубежный опыт борьбы с перекупщиками, пришло к выводу, что решение данной проблемы возможно через закрепление правил и сроков возвратов билетов. Ведомством был разработан законопроект "О внесении изменений в Закон РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Речь идет о совершенствовании правил реализации и возврата билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия", – сказали в ведомстве.
Есть мера куда более действенная, чем выкрики "помогите" из очереди за билетами, уточнили в министерстве. Это штрафы. Законопроект вводит административную ответственность в виде штрафа, который будет распространяться как на физических, так и на юридических лиц, нарушающих порядок реализации билетов. Для юридических лиц административная ответственность составит до 1 миллиона рублей.
Адвокат и глава компании "Защита" Роман Лалаян считает, что ответственность за продажу билетов перекупщикам несет не только кассир, но и директор театра.
"Я считаю, что сотрудники МХТ имени Чехова утром шестого мая занимались незаконными действиями и нарушали правила продажи билетов. Претензии можно предъявлять как службе безопасности театра, так и кассирам. Вообще за продажу билетов отвечает генеральный директор, который несет ответственность за деятельность всего театра и его сотрудников. Что касается ситуации с МХАТом – есть очевидцы, есть видеозаписи, которые проводились на месте. Если будет заинтересованное активное лицо, то можно обратиться в соответствующие органы", – сказал Лалаян.
По его словам, видеозаписи – весьма весомый аргумент.
"Самое действенное – снимать перекупщиков на камеру. Затем эти записи можно направить в следственный комитет или в прокуратуру, чтобы специалисты провели проверку. Дело может закончится штрафом или же предупреждением. А при доказанной прибыли на сумму более 100 тысяч рублей уже может рассматриваться факт мошенничества. Этот вопрос можно раскрутить и до уголовного дела", – считает адвокат.
Лалаян уверен, что решить проблему с перекупщиками все же можно: необходимо ввести систему именных билетов.
"Например, чтобы купить билет в миланский оперный театр Ла Скала, нужно предъявить паспорт. И билет вам выдают именной. В европейской практике этот вопрос давно решен – и нашим театрам стоит задуматься. Если они хотят легально продавать билеты и не заниматься безумной перекачкой денег из одних рук в другие, нужно просто ввести систему идентификации", – заключил адвокат.