Около трети россиян за последние полгода сталкивались с нарушением своих прав в повседневной жизни, сообщает газета "Известия". Чаще всего проблемы возникают при покупках товаров в магазинах, а также в сферах здравоохранения и ЖКХ.
Социологи опросили жителей России и выяснили, что среди жителей Москвы и Петербурга доля столкнувшихся с нарушениями прав составляет 36 процентов, а в других городах-миллионниках – 37 процентов. Одиннадцать респондентов отметили, что их права нарушали более пяти раз в течение полугода.
Чаще всего проблемы возникали в сфере торговли – 33 процента граждан отметили, что нарушения были именно там. Еще 32 процента сообщили об инцидентах в сфере ЖКХ и медицины, когда стоимость услуг оказывалась завышенной.
Реже опрошенные сообщали о нарушениях в сфере транспортных услуг – 13 процентов, связи – 12 процентов, общественного питания и финансовых услуг – по 10 процентов.
This browser does not support the video element.
Сталкиваясь с подобными проблемами 32 процента участников исследования обращались за советом к близким, а 26 процентов искали информацию в интернете. Помощи профессиональных юристов искали лишь 13 процентов опрошенных, а 11 процентов самостоятельно изучали законы и постановления.
При этом жаловался только каждый пятый пострадавший. К нарушителям звонили 11 процентов, в вышестоящую инстанцию – шесть, в прокуратуру и Роспотребнадзор – по два процента. Граждане с высшим образованием писали жалобы вдвое чаще, чем те, кто не оканчивал вуз. Доля первых составила 28 процентов против 15 процентов вторых.
В целом доля людей, которые не ничего не делали при нарушении их прав, составила 74 процента, из них 67 процентов людей с высшим образованием.
По мнению гендиректора проводившей исследование компании НАФИ Гузелия Имаева, пассивность в области защиты прав связана с отсутствием у граждан навыков в этой сфере, а также высоким уровнем терпения у населения.