Трудовые договоры могут перевести в электронный вид, такую инициативу обсудили на Российском инвестиционном форуме, документооборот планируется реализовать через уже существующую государственную информационную систему. Эксперты m24.ru уверены, при переходе на облачные сервисы необходимо особое обратить внимание на защиту персональных данных.
Председатель комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев уверен, переход на электронные трудовые договора значительно облегчит жизнь работодателям, однако все зависит от того, как это будет устроено.
"Я за то, чтобы при взаимодействии сотрудника и работодателя использовались современные методы. Но, в ряде случаев условия трудового договора являются конфиденциальной информацией. Как будет сочетаться прозрачность в отношении соблюдения этой нормы закона? Если электронный договор будет выглядеть также как сейчас письменный – ни о какой прозрачности и речи быть не может. Если же речь идет просто о другой форме носителей, в этом случае я – за электронный. При соблюдении должной конфиденциальности, конечно", – рассказал m24.ru депутат.
Он напомнил, что разговоры о переходе на электронные документы поднимались и ранее. Так, уже были предложения избавиться от трудовой книжки, заменив ее на единую базу данных в электронном виде.
"Для этого необходимо создать по всей стране базу данных про каждого человека о его истории трудовой деятельности. В Москве еще, вероятно, это возможно сделать, но как быть с отдаленными регионами нашей страны? Кто в эту базу будет вносить соответствующие изменения? Кто будет контролировать? Я думаю, на сегодняшний день – делать это рано, трудовые книжки должны быть бумажными", – продолжил Антонцев.
Кроме того, собеседник m24.ru добавил, что для массового использования электронных документов – каждый россиянин должен иметь электронную подпись, которая сегодня есть далеко не у всех.
This browser does not support the video element.
По мнению независимого HR-эксперта Александра Сивогривова, в этом вопросе необходимо начинать с пересмотра трудового законодательства, а электронный документооборот должен быть лишь одним из инструментов.
"Надо полностью пересмотреть трудовое законодательство с учетом современных реалий. Сейчас в целом и бизнес, и мир, и поколение – поменялись. Большое количество людей сейчас работают удаленно или на аутсорсинге. Если человек успешен – он может работать в нескольких компаниях. Если законодательство позволит сделать таким образом, чтобы привязать его оплату к результатам труда, почему нет? Почему бы не растить именно таким образом профессионалов? Трудовое законодательство кардинально не рассматривалось достаточно длительное количество времени", – сказал он m24.ru
Эксперт пояснил, что российскому трудовому законодательству характерен тяжелый документооборот, который накладывает огромные расходы и энергозатраты на работодателя. Переход на цифровые носители может как минимум облегчить все процедуры как для работодателя, так и для сотрудника.
"Сейчас все переводится на цифровые носители – это действительно удобно. Если говорить о трудовой книжке, например, ее владельцу не надо будет восстанавливать ее в случае утери. Пока для этого требуется собрать кучу документов, пройти целую процедуру, чтобы восстановить документ", – продолжил Сивогривов.
Внедрение должно проходить постепенно методом замещения, идеально, если властям удастся заинтересовать бизнес, считает эксперт. Например, предпринимателям могли бы разрешить вести меньшую отчетность при переходе.
Профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС Александр Щербаков в разговоре с m24.ru отметил, что при переходе на электронные трудовые договора властям необходимо позаботиться о защите личной информации.
"Электронный оборот – это вещь очень удобная и оперативная. Единственное, тут необходимо разработать жесткие нормативные требования, касаемо тайны хранения личных данных тех или иных людей. Это не должно препятствовать распространению количества персональных данных о людях – за этим важно следить", – прокомментировал профессор.