Форма поиска по сайту

Обогнать Нью-Йорк в сети: Алексей Чукарин об электронных сервисах городов

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Москва обогнала Нью-Йорк по уровню распространения интернета. В нашем городе доступ к сети дешевле почти в шесть раз, а московское метро полностью покрыто Wi-Fi, в то время как в Нью-Йорке беспроводной интернет есть только на каждой пятой станции. Руководитель аналитического подразделения департамента информационных технологий Москвы Алексей Чукарин в колонке для m24.ru объяснил, как столице удалось обогнать Нью-Йорк в сети, а также почему в американском мегаполисе лучше развито электронное взаимодействие с чиновниками и когда Москва позаимствует этот опыт.

Аналитики живут по закону "все познается в сравнении". Чтобы оценить уровень развития информационных технологий в Москве, мы решили не просто показать цифры, которые мало что скажут рядовому читателю, а сравнить показатели российской столицы с одним из ведущих мировых мегаполисов – Нью-Йорком.

Для начала разберемся, в чем Москва похожа на Нью-Йорк. Во-первых, эти города сопоставимы по численности населения, во-вторых – по вкладу в экономику всего государства, и, наконец, по аудитории информационных систем и решений.

По размеру городского бюджета, конечно, Нью-Йорк опережает Москву, особенно с учетом нынешней ситуации с курсами валют. Есть и несколько других принципиальных различий, которые имеют серьезное влияние на уровень проникновения технологий в двух мегаполисах. Прежде всего – структура среды. В Москве нет гомогенных районов – места жительства людей не распределяются по расовому, национальному, имущественному или иному признаку. Люди с различным уровнем доходов и образования, исповедующие различные религии и образ жизни, относительно равномерно распределены по всей территории города. Конечно, есть более благополучные и престижные районы, есть "спальные" районы и так далее. Однако строго определенных границ, позволяющих четко выделить разные категории жителей, нет.

Это позволяет, например, операторам связи беспрепятственно развивать сети интернет-доступа по всему городу. Тогда как в Нью-Йорке оператор может не рискнуть тянуть оптику в дома, расположенные в условном Гарлеме – там его услуги просто не будут востребованы и инвестиции не окупятся. Таким образом, доля домохозяйств с широкополосным доступом в интернет в Москве составляет 80,4% против 72,9% в Нью-Йорке. На 2% российская столица впереди по уровню проникновения персональных компьютеров – 84,7% против 82,7%. Причем если в Нью-Йорке этот показатель можно считать "потолком" - он вряд ли будет в обозримом будущем расти, - то в Москве потенциал к увеличению еще есть.

This browser does not support the video element.

Исторически сложилось, что в американском мегаполисе в вопросе развития технологий и внедрения электронных сервисов первую скрипку играют коммерческие компании. В Москве же традиционно многие нововведения идут "сверху". В качестве примера можно привести проекты по предоставлению бесплатного Wi-Fi доступа в метро. По состоянию на март 2015 года, к беспроводному интернету можно было подключиться на 100 станциях нью-йоркского метро из 468. В Москве бесплатный Wi-Fi доступен в вагонах на всех линиях метрополитена. Однако надо иметь в виду, что нью-йоркская подземка управляется коммерческими компаниями, для которых доступ в интернет – просто дополнительный сервис для клиентов. В столице России Wi-Fi под землей – часть мер по развитию общественного транспорта и стимулированию отказа пассажиров от личных автомобилей. В обоих мегаполисах активно развиваются системы электронного взаимодействия властей и жителей. В Нью-Йорке работает единая служба 311 NYC. По телефону, на интернет-портале или в мобильном приложении горожанин может оставить жалобу на шумного соседа, неубранную территорию или разбитую дорогу. Изначально служба создавалась как единый колл-центр, который перенаправляет обращения людей в нужные городские службы. Сейчас через 311 NYC можно заплатить налоги, оплатить счета или штрафы, купить билеты на транспорт. Веб-версия этой системы входит в состав городского портала nyc.gov, который является своеобразным агрегатором всех электронных городских сервисов и путеводителем по государственным услугам. При поиске той или иной услуги или информации он перенаправляет пользователя на сайт отвечающего за нее ведомства или службы.

Москвичи, в свою очередь, жалуются на городские проблемы на портале "Наш город", получают государственные услуги в электронном виде и оплачивают счета на pgu.mos.ru. Многие сервисы доступны и на других ресурсах, а значимая информация публикуется зачастую только на сайтах ответственных ведомств.

Таким образом, есть различие в подходах к предоставлению важной и нужной горожанам информации в российском и американском мегаполисах. Можно прибегнуть к образному мышлению и представить городские информационные ресурсы в виде большого многоквартирного дома, где каждая квартира – это служба, сервис или услуга. Житель Нью-Йорка заходит в этом "дом" через парадный вход – nyc.gov – и потом уже стучится в указанную порталом дверь. Москвичу сложнее: чтобы попасть в нужную "квартиру", один лезет в окно, второй – по пожарной лестнице, третий безуспешно пытается найти центральный вход. Официальные ресурсы разрозненные, и пользователь, в итоге, теряется в этом многообразии.

Одновременно с этим "по другую сторону" в Москве все давно уже синхронизировано. Налажено информационное взаимодействие между ведомствами – то есть у "соседей по квартирам" отношения сложились. Сейчас московские власти как раз пытаются изменить ситуацию и открыть центральный вход. В скором времени ожидается перезапуск главного городского ресурса mos.ru, который как раз и будет выполнять эту роль. Mos.ru станет единой точкой доступа к информации о жизни в Москве и к электронным городским ресурсам. Но, в отличие от nyc.gov, не просто даст ссылку на другой ресурс или сайт ведомства, а буквально проведет за руку по "квартирам" того самого метафорического дома.

К слову, даже не имея этого "центрального входа", Москва опередила Нью-Йорк по посещаемости городских порталов. Например, столичный сайт госуслуг в среднем в месяц посещают до 11,2 млн пользователей, тогда как nyc.gov - 8,2 млн.

Говоря о позиции Москвы среди других технически развитых мегаполисов, можно выявить закономерность. Если двигаться с Запада на Восток, то парадигма управления меняется от превосходства коммерческих компаний в Северной Америке до решающей роли государства в Азии. В этом плане мы находимся где-то посередине, но с тяготением к азиатской модели. По многим показателям развитие информационных технологий в Москве сопоставимо и даже превосходит мировых лидеров в этой области – Сингапур, Сеул, Шанхай.