С 1 сентября 2015 года к проекту тестирования электронных учебников подключатся 50 столичных школ. Сейчас планшеты с учебным программным обеспечением по трем предметам: биологии, химии и истории, проверяются в шести учебных заведениях в пятых, седьмых и восьмых классах. Разработчики программы термин "электронный учебник" не любят, поскольку на мобильных устройствах установлена система, которая позволяет сделать куда больше, чем прочитать оцифрованный текст. С помощью своих устройств школьники выполняют тесты, просматривают интерактивные схемы, получают домашние задания и отправляют их педагогу вечером после выполнения. Как изменили жизнь школьников и педагогов электронные учебники, разбирался корреспондент M24.ru.
После года тестирования в столичной школе №1995 подвели итоги и сравнили успеваемость детей по предметам, изучающимся при помощи электронный учебников, с их оценками по этим предметам до появления планшетов. На уроках истории ученики начали получать четверки и пятерки на 15% чаще, успеваемость по химии улучшилась на 8%, а по биологии — на 5%.
"Всего сейчас в тестировании участвуют около 2,5 тысяч школьников и 60 преподавателей. И предварительные итоги пилота показывают, что электронные учебники повышают интерес школьников к предметам", - сообщили представители департамента информационных технологий.
Как выглядит электронный учебник
Электронные учебники установлены на обычные планшеты c операционной системой Android. Однако, чтобы школьники не использовали сторонние интернет ресурсы и не скачивали игры, на гаджетах есть специальная программа, блокирующая установку приложений. Отключен у планшетов и свободный выход в интернет. Пользоваться можно только доступом на серверы департамента информационных технологий, который нужен для урока.
Фото: ГБОУ школа №1995
Если открыть рабочий стол планшета, сразу становится ясно, что он предназначен только для учебы. В меню всего несколько опций: приложение для заметок и ярлык для перехода к своей учетной записи в учебной системе, а также прогноз погоды. Для каждого школьника, использующего планшет, школа создает логин и пароль, а с родителями подписывают договор на использование гаджета.
У каждого планшета только один пользователь. Ученики получают устройства на руки и могут, при желании, забирать их из школы домой. В чехлы гаджетов вкладывают листочки с именем, фамилией и классом работающего с ним ученика.
Как используются планшеты на уроке
Во время занятия ученическими планшетами в классе управляют не только школьники, но и преподаватели. Именно они загружают перед началом занятия на гаджеты класса приготовленный сценарий урока. Переключают планшеты в режим чтения, тестирования или выполнения интерактивного задания также учителя. Данные отправляются планшета педагога на все гаджеты класса одновременно.
Фото: ГБОУ школа №1995
С чего начать урок, педагоги решают самостоятельно. Можно посмотреть учебные видеоматериалы, провести небольшой опрос по предыдущим темам или сразу приступить к новой теме. При этом читать тексты учебников педагоги, как правило, рекомендуют дома. "Мы практикуем опережающее чтение, ребята дома читают тексты, посвященные теме будущего урока, а в классе мы выполняем интерактивные задания", - рассказывает учитель истории Анастасия Стрелкова.
За выполненные на уроке задания учитель может поставить оценку прямо с планшета. На устройстве можно выбрать не только баллы, но и тип выполненного задания: домашняя работа, тестирование, ответ у доски и так далее. Оценка отправляется в электронную систему, и родители сразу смогут увидеть ее в электронных дневниках. При этом педагог может приложить к оценке скриншот задания или результата теста, фотографию ответа на доске или в тетради школьника, чтобы родители понимали, за что ребенку поставили тот или иной балл.
This browser does not support the video element.
Ученики также могут оценить работу преподавателя. Для этого педагог предлагает классу поделиться мнением о занятии при помощи электронного голосования.
Работа с планшетом дома
Ученица школы №1995 Каныкей Мурзабекова отмечает, что стала тратить меньше времени на выполнение домашней работы по предметам с электронными заданиями. "При этом я лучше запоминаю материал, потому что могу не только читать текст, но и просматривать учебные видео и интерактивные схемы. В конце задания обычно нужно выполнить тест. Когда я его заканчиваю, то отправляю учителю", - рассказала она.
Разработчики программного обеспечения сообщили, что вовремя выполнения домашней работы на планшете школьник может написать учителю сообщение, если ему что-то не понятно в задании или попросить помощи у одноклассников.
Фото: ГБОУ школа №1995
Завуч школы №1995 отметила, что возможность проверить домашние работы дома перед новым уроком помогает педагогам лучше подготовиться к занятию. "Учитель видит насколько дети подготовлены и может дополнительно остановиться на чем-то из темы прошлого урока или наоборот спокойно перейти к новой", - пояснила Еремина.
Перспективы развития электронного обучения
Разработчики программного обеспечения отмечают, что с 1 сентября к тестированию учебников подключатся еще 50 школ, а в ассортимент занятий добавится еще несколько предметов. Какие, пока, не раскрывается.
Фото: ГБОУ школа №1995
"Кроме того, сейчас в базе данных системы накапливаются сценарии, которые создают учителя для своих уроков. Ими могут пользоваться не только авторы, но и подключенные к системе педагоги из других школ",- поясняет представитель группы разработчиков электронных учебников. Со временем в электронной образовательной системе скопится библиотека готовых уроков для школьников. По мнению разработчиков проекта, это позволит, например, помочь молодым неопытным учителям проводить интересные занятия наряду с уже опытными педагогами.
В будущем году для школьников, помимо новых предметов, появится и еще одна опция — возможность получать доступ в систему с собственных устройств. "Мы не против того, чтобы ученики в классе работали со своими гаджетами, к которым они привыкли. И в будущем году мы дадим возможность приносить на занятия личные планшеты", - сообщили разработчики системы.
Однако, родителям стоит иметь ввиду, что на личных устройствах детей не будут блокировать установку приложений и передачу данных по мобильному интернету. Поэтому есть вероятность, что школьники будут отвлекаться во время занятий на постороннюю информацию и социальные сети.