Разброс цен на лекарства заставил столичные власти усилить контроль за жизненно важными препаратами. О том, как инспекторы выявляют завышенные цены, для чего им выдадут планшеты и зачем в каждой поликлинике нужен фармаколог, в интервью m24.ru рассказал руководитель дирекции по координации деятельности медицинских организаций департамента здравоохранения Москвы Андрей Белостоцкий.
- Андрей Викторович, когда была создана ваша дирекция? Какие медучреждения вы координируете?
- Дирекция была создана в апреле 2015 года путем объединения двенадцати окружных центров координации, что было связано с необходимостью повышения эффективности и системности в работе. Единая дирекция координирует 198 медицинских учреждений, среди которых детские и взрослые поликлиники, диагностические центры, стоматологические поликлиники, онкодиспансеры, хосписы, санатории, медико-санитарные части.
- Обращаются ли к вам сами представители медицинских организаций с предложениями об улучшении работы?
- Да, и мы особенно приветствуем инициативы главных врачей. Если они предлагают нововведения, которые улучшат оказание медицинской помощи, то идею рассматриваем на коллегии главных врачей. После обсуждения, начинается процесс внедрения в практику. В Восточном округе сейчас идет отработка пилота по повышению качества медицинского обслуживания пациентов со множественными хроническими заболеваниями. Это инициатива главного врача 175-й поликлиники.
This browser does not support the video element.
- Когда начали проект? Как изменится ведение подобных пациентов?
- В начале этого года в шести поликлиниках округа запустили пилотный проект. Больным со множественными хроническими заболеваниями помощь оказывается по особой программе. Врачи и пациенты находятся в постоянном контакте по телефону и интернету. Это дает дополнительную возможность не только в постоянном режиме осуществлять врачебный контроль за состоянием пациента, но и давать консультации и проводить корректировку лечения, а также найти в своем расписании удобное для пациента время для приема в поликлинике в случае необходимости.
- Почему была выделена такая особая группа?
- Больные со множественными хроническими заболеваниями – самые сложные пациенты, они требуют особого внимания, им нужны постоянные приемы и консультации. Именно поэтому им предложили постоянный и удобный контакт с лечащим врачом. Выявить эту группу больных несложно. Каждый участковый врач знает своих пациентов в лицо, знает историю их болезни, ведь зачастую пациенты приходят не только за определенным назначением, но и поговорить с врачами, получить психологическую поддержку. От хорошего совета, доброго слова тоже становится легче.
- Опыт по ведению хронических больных в восточном округе будете распространять на другие московские поликлиники?
- В конце года подведем итоги этого проекта и решим, будем вводить во всех поликлиниках или применять точечно. Первые результаты положительные, но мы не хотим спешить и вводить его в приказном порядке, это сложный и многогранный процесс.
- А с какими трудностями столкнулись?
- Самая большая трудность – это научить врача правильно вести себя с пациентами, а самим пациентам объяснить, как следить за своим здоровьем и соблюдать рекомендации врачей. Собственно для этого и запущен пилотный проект. Здесь главное – наладить взаимосвязь врача и пациента, если этого добьемся, то результат будет хороший.
- Какие еще новшества появятся в московских поликлиниках?
- До конца года в каждой поликлинике будет клинический фармаколог. Сейчас эта должность есть в четырех округах.
- Почему такой специалист важен для поликлиники?
- Некоторые пациенты выбирают себе препараты сами, ориентируясь на мнение знакомых или вообще рекламу. Но ведь течение болезни нередко индивидуально и зависит от многих факторов. Также и врачи, бывает, невнимательно следят за назначениями коллег. В результате пациент вынужден применять одним курсом 8-10 препаратов, а то и больше. Это вызывает осложнение, снижение эффективности терапии.
Клинический фармаколог должен грамотно объяснить пациенту действия прописанного препарата, показать, что он не хуже, а может быть, и лучше, чем тот, который ему порекомендовала соседка. Кроме этого, фармаколог правильно подберет лечение, если есть у больного непереносимость к активным веществам препарата.
- Клинических фармакологов будут набирать в штат поликлиники?
- - Не обязательно. Этим специалистом может быть штатный терапевт, который прошел обучение и получил сертификат по клинической фармакологии. Сейчас собираем заявки со всех амбулаторных центров, до конца месяца подадим их в Первый Мед, где терапевты будут обучаться до конца года без отрыва от работы. Лекции прочитает главный внештатный специалист департамента клинический фармаколог Марина Журавлева.
- Как новые специалисты будут взаимодействовать с пациентами и врачами?
Задача клинического фармаколога – давать консультации по рациональному применению препаратов как пациентам, так и своим коллегам. По благоприятному их сочетанию или возможным осложнениям при неправильном сочетании.
Это позволит добиться максимального терапевтического эффекта при минимальной лекарственной нагрузке на организм. А кроме того, наличие клинического фармаколога позволяет правильно составить заявку на лекарственное средство учреждению и тем самым рационально использовать выделенные на эти цели финансовые средства.
На самом деле пациентов, которым нужна консультация фармаколога, возможно, не так много, но они требуют особого внимания. Это в первую очередь льготные категории, люди с ограниченными возможностями, и нам важно, чтобы они получили нормальную помощь, ответы на свои вопросы и лечение. Например, в 210-й поликлинике всегда был клинический фармаколог, и жалоб на лекарственное обеспечение оттуда не поступает.
- Другая задача вашей дирекции – контролировать цены на лекарства. Объясните, почему в одной аптеке лекарство стоит 350 рублей, а через дорогу тот же самый препарат 600 рублей? На это можно как-то повлиять?
- Повлиять мы можем на соблюдение требований к применению цен на препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов - ЖНВЛП. В этом году в список ЖНВЛП входит 608 препаратов, а вот регистрационных удостоверений, выданных на них Минздравом - 18 тысяч. Это связано с тем, что на один и тот же препарат может быть выдано несколько регистрационных удостоверений, а соответственно, и установлена разная цена.
Она, в свою очередь, зависит от многих факторов: изготовителя, формы лекарственного препарата, дозировки, упаковки и много другого. Например, закупил бизнесмен большую партию препарата по одной цене, но полностью ее не распродал и через какое-то время пополнил запасы аптеки тем же препаратом, но уже по другой, новой цене. Поэтому даже в одной аптеке – не то, что через дорогу, - может одновременно реализовываться один препарат из старых остатков по одной цене и из нового поступления – по новой цене. И, несмотря на очевидную разницу, нарушения может не быть. Но имеет место и завышение цен. Для этого и нужна новая функция дирекции – контроль за ценами на лекарства.
- Где москвичи могут увидеть перечень предельных цен?
- На портале "Наш город" есть весь перечень регистрационных удостоверений, выданных Минздравом, и предельные цены на все препараты. Наценки на лекарства может быть две: оптовая - 20%, если препарат стоит до 50 рублей, 15% - при стоимости до 500 рублей, а также 10% - на препараты свыше 500 рублей.
В рознице можно давать наценку еще на 32%, 28% и 15%, при стоимости до 50 рублей, до 500 рублей и свыше 500 рублей соответственно. Например, если у нас в регистрационном удостоверении указана стоимость препарата – 100 рублей, то при оптовой наценке он должен стоить не дороже 115 рублей, а при розничной - цена может быть увеличена не более чем на 28%, то есть предельная цена препарата не может быть выше 140 рублей.
- А как покупателю узнать начальную цену препарата?
- Через тот же портал "Наш город" или спросить в аптеке, но сотрудники аптеки не обязаны давать таких консультаций. На наш взгляд, решить проблему помогут инфоматы, которые мы бы хотели установить в каждой аптеке по типу устройств в поликлиниках. В них каждый посетитель аптеки сможет получить необходимую информацию о начальных и предельных ценах на лекарства и о наличии препаратов в ближайших аптеках.
- Такие инфоматы уже появляются?
- Совсем скоро, в течение месяца, появится первый образец, который поставим у себя в дирекции, чтобы протестировать его работу. После этого будем распространять на все аптеки.
- За чей счет будут закупаться инфоматы? Сколько они будут стоить?
- Их покупать должны сами аптеки. Это коммерческие организации и мы не имеем права для них что-то закупать. Стоить один инфомат будет порядка 250 тысяч рублей. Это не какие-то сверхъестественные деньги для аптеки. Кстати, в некоторых аптечных сетях инфоматы уже есть и помогают пациентам узнать, есть ли в наличии определенный препарат и сколько он стоит в этой аптеке. Это уменьшает очереди и лишние вопросы продавцу. В принципе такой тренд в предоставлении информации мы уже видим.
- А как собираетесь обязать аптеки закупать инфоматы?
- Вопрос этот подлежит обсуждению. Главное, что это существенным образом повысило бы качество обслуживания населения и сделало бы эффективней работу персонала самой аптеки.
- Как вы выявляете аптеки с завышенными ценами?
- Во-первых, наши сотрудники проводят плановые и внеплановые контрольные мероприятия, во-вторых, есть обращения граждан, в том числе через портал "Наш город". Кроме того, мы проводим мониторинг социальных сетей, и если видим, что кто-то жалуется на завышении цены и приводит конкретные факты, то можем пойти и проверить.
- Сколько проводите проверок?
- В течение следующего года мы планируем провести порядка 150 плановых проверок. Для сравнения, в прошлом году их было 20. А внеплановые сложно спрогнозировать, сейчас ведется 19 проверок, но их может быть не одна сотня.
Мы плотно начали эту работу с 1 июля 2015 года. По решению правительства города, нам выделили дополнительные ставки и мы продолжаем набирать штат. Помимо проверок, наши сотрудники проводят систематический мониторинг аптек, заходят в аптеки как простые граждане не представляясь и узнают стоимость препаратов, следят за наличием в аптеках информации, предусмотренной законодательством.
По всем фактам проведенного систематического наблюдения составляется заключение. В случае превышения цены на препараты ЖНВЛП, принимается решение о проведении внеплановой проверки. Проведено уже более 80 таких систематических наблюдений .Пока подобный вид контрольных мероприятий осуществляется только в Москве.
- Какие-то случаи серьезного нарушения выявили за последнее время?
- Недавно, 13 сентября, наш сотрудник выявил превышение цены на Паклитаксел-тева (лекарство для онкологических больных – m24.ru) в пять раз в одной из аптек. Если мы докажем факт превышения документально, то аптека будет оштрафована на сумму от 500 тысяч рублей до 1 миллиона рублей.
- Штрафы уже были?
- Пока нет. Сейчас отрабатываем поступившие обращения граждан через портал "Наш город", в более чем половине случаев информация не подтвердилась, а в 19 случаях превышение было, и мы сейчас проводим в этих аптеках проверки. Вопрос о наложении административного взыскания или штрафных санкций будет принят по их итогам после завершения. В любом случае при завершении проверки все нарушения будут прекращены и устранены в соответствии с выданными предписаниями.
- Нереально запомнить все цены на препараты, какими справочниками оснастили сотрудников?
- Для них закуплены планшеты и установлено программное обеспечение. Сотрудник вводит название препарата и видит, сколько выдано на него регистрационных удостоверений, смотрит оптовую и розничную цену каждого. Таким образом, он сразу замечает завышение.
- Как обеспечиваются льготники лекарствами? Возникают проблемы с поставками? Возможно ли сокращения финансирования?
- Проблем с финансированием на следующий год не будет. Мы практически завершили заявочную кампанию на 2016 год и все конкурсы среди поставщиков должны состояться до декабря. Проблем с поставкой льготных лекарств нет, но может возникнуть проблема – не состояться конкурс из-за того, что поставщик по какой-то причине не выйдет на него. Поэтому мы стараемся раньше начать конкурсную кампанию, чтобы до декабря успеть на все лекарства сформировать список поставщиков. В этом году на льготные лекарства потратили более 2 млрд рублей, льготникам-москвичам выписали 12 млн рецептов.
- А как вы считаете, можно ли установить фиксированные цены на лекарства, убрать шкалу наценок на оптовые и розничные цены?
- Это компетенция министерства здравоохранения РФ. Но, на мой взгляд, такого количества регистрационных удостоверений, как сейчас, быть не должно. Это позволяет бизнесу пойти на разные уловки, поэтому мы видим такой большой разброс цен. Нужно чаще актуализировать базу с регистрационными удостоверениями, своевременно удалять "неработающие" записи.
- Если регистрационных удостоверений будет меньше, аптеки не пострадают?
- Сейчас огромнейшее количество аптек и ни одна не закрылась из-за сложной экономической ситуации. Если их количество сократится, особенно маленьких, то хуже от этого не будет. Я считаю, что аптеки должны быть большими, "экономически устойчивыми" и с большим выбором лекарственных препаратов.
- А что вы планируете сделать, чтобы цены на лекарства были более четкими, собираетесь ли обратиться в министерство здравоохранения со своей позицией?
- Давайте так, я обещаю, что мы проведем все необходимые согласования, включая переговоры с министерством здравоохранения России , и тогда расскажу, что нужно для этого сделать, а выдумывать не люблю.