Социальную карту москвича планируют полностью перевести в мобильное приложение, отказавшись от использования пластиковых карт. Об этом в своей колонке на m24.ru рассказал советник руководителя департамента информационных технологий Москвы по стратегическим проектам и инновациям Андрей Белозеров. В департаменте соцзащиты населения уточнили, что готовы обучать жителей столицы пользованию таким приложением.
Программу получится реализовать с помощью специальной технологии типа PayPass, позволяющей платить проезд и другие услуги с помощью чипа на телефоне. Карта может выпускаться за счет банков, уточнил Белозеров. Предполагается, что на нее можно будет зачислять деньги, а затем ими расплачиваться.
"В отдаленной перспективе уйдем и от пластика: гораздо удобнее иметь весь функционал "карты" в мобильном приложении. Формфактор вообще будет не так важен. Технологий, которые смогут сделать социальную карту действительно полезным инструментом, много, важно учиться на ошибках", – сказал Белозеров.
Замруководителя департамента труда и социальной защиты населения Павел Келлер добавил m24.ru, что ради удобства москвичей власти могут предусмотреть пользование и пластиковой картой, и только мобильным приложением. При этом сроки реализации инициативы пока не ясны.
This browser does not support the video element.
"Карта может остаться альтернативой, чтобы был и пластиковый носитель, и приложение. Но мы не видим больших проблем в связи с развитием технологий. Каждый год мы обучаем порядка 13–15 тысяч пенсионеров компьютерной грамотности. А в последнее время поступают запросы о необходимости включения в программу навыков использования мобильных устройств и программ, которые на них устанавливаются", – отметил Келлер.
Ведомство готово организовать для москвичей занятия по использованию данного мобильного приложения, заметил собеседник m24.ru.
Молодые люди сочтут мобильное приложение более удобным, а у старшего поколения могут возникнуть трудности, считает руководитель Лаборатории социальных медиа Влад Титов.
"Лучше не переводить карту в приложение сразу, а сначала сделать мобильное приложение альтернативой. Пенсионеры только привыкли к пластиковым картам, хотя некоторые из них до сих пор пользуются сберкнижкой. Эту часть пенсионеров заставить пользоваться мобильным приложением уже практически невозможно", – утверждает Титов.
This browser does not support the video element.
Тем не менее количество активных, пользующихся гаджетами пожилых людей становится все больше. "Постепенно количество людей, которые не в состоянии воспользоваться мобильным телефоном, будет уменьшаться", – заметил специалист.
При этом сервис должен быть безопасным, чтобы аккаунты пользователей не взламывали, заключил он.
Руководитель проекта "50+" Мария Салуцкая также полагает, что у москвичей должен быть выбор: пластиковая карта или мобильное приложение.
"Власти Москвы планомерно осуществляют информационную политику и переводят многие услуги в интернет. Мы постоянно проводим исследования, и они показывают, что большое число пенсионеров, даже 70+, начинают любить новые информационные технологии. Для них это развлечение", – заявила Салуцкая.
У мобильного приложения есть преимущество: карточки постоянно теряются, а к телефону обычно относятся трепетно. При этом эксперт поддержала обучающие программы для пожилых людей: таким образом им будет удобнее адаптироваться к городским новшествам. "Но в обозримом будущем вряд ли полностью откажутся от пластиковых карт", – прогнозирует собеседница m24.ru.
Мобильные приложения развивают в Москве в различных сферах. Например, их используют для помощи в реабилитации людям с зависимостями. Например, сейчас готовится приложение для отказа от курения. Систему предполагается выстроить аналогично электронным сервисам для анонимных алкоголиков. Кроме того, мобильный сервис появится и для людей, зависимых от гнева. Специализированное приложение поможет проинформировать людей о способах контролировать свою ярость. В этом году появится мобильное приложение с консультациями для выздоравливающих алкоголиков и наркозависимых.
Помимо этого, власти создают мобильные сервисы для транспорта. Так, в Москве работает приложение "Парковки Москвы", которое позволяет оплатить паркинг, и "Помощник Москвы", где жители столицы могут пожаловаться на неправильную или неправомерную стоянку авто. В этом году также появится возможность оплатить проезд на пригородной электричке с помощью мобильного телефона. Пассажиры смогут купить электронный билет с помощью специального мобильного приложения, а затем приложить гаджет с полученным QR-кодом к турникету, чтобы пройти на станцию. Предъявить электронный билет контролерам, работающим в электропоездах, можно будет также благодаря смартфону. Кроме того, оператор Wi-Fi в московском транспорте планирует в этом году выпустить собственное мобильное приложение. С его помощью можно будет оперативно подключаться к интернету в городском транспорте.
Евгения Кислая, Светлана Казанцева