Федот Сычков "Трудный переход", 1911
Обычно мы посвящаем рубрику "10 неизвестных", которая выходит на сайте m24.ru каждый понедельник, забытым и малоизвестным произведениям искусства, хранящимся в собраниях московских музеев, или неочевидным шедеврам, представленным в экспозициях временных выставок. Но в отдельных случаях мы собираем для вас гиды по творчеству одного художника или же посвящаем их определенной теме в искусстве.Андрей Кусаченко "По грибы"
Кажется, что в искусстве грибам места нет и быть не может. Мы решили сломать этот стереотип и подобрали десять живописных работ с изображением так называемой "тихой охоты", а также отрывки из произведений всемирной литературы, где грибы играли бы концептуальную роль.Леонид Сойфертис "Грибники"
Народный художник СССР, член-корреспондент Академии художеств СССР Леонид Сойфертис известен в большей степени как талантливый график и карикатурист, долгое время работавший иллюстратором в журнале "Крокодил". Сегодня его рисунки хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Киевском музее русского искусства. Он, безусловно, хорошо знал западно-европейское искусство, и это чувствуется в композиции рисунка, сочетании черных линий и цветных пятен, которые уравновешивают друг друга. Сойфертис всегда оставляет определенную недосказанность: он намечает рисунок линией, но не раскрашивает его целиком, а лишь тонирует отдельные детали, намечая объем форм.Владимир Жданов "По грибы"
Владимир Жданов – современный художник из Омска. Основная тема живописи – сельские пейзажи и деревенские жанровые сценки. И здесь важно понимать разницу между современным искусством и актуальным: современность – это характеристика времени, а актуальность – характеристика проблематики. И в этом отношении искусство Жданова не отвечает на запрос нового дня.Владимир Маковский "Девочка-сиротка", 1913
А вот Владимир Маковский будучи передвижником учился у крупнейших мастеров русского искусства – Тропинина и Венецианова – и сам преподавал в Императорской академии художеств. Его кисти принадлежат изображения представителей самых разных слоев общества и разного статуса: "Портрет императрицы Марии Федоровны", жанровые сценки "Цыганское гадание", "Крестьянка с детьми" или, приведенная выше "Девочка-сиротка", а также исторические полотна на острые социально-политические темы, например, "Крах банка" или "9 января 1905 года на Васильевском острове".Андрей Шишкин "Ежики", 2009
Андрей Шишкин – еще один наш современник, который обращается к теме русской древности и славянской мифологии. Он часто изображает крестьянок, русских красавиц в кокошниках, Велеса или Сварога, лесных царей, викингов и библейские образы. И? судя по всему, эти портреты-реконструкции пользуются большой популярностью.Валентин Смирнов "В лесу", 1978
Валентина Смирнова большим художником назвать нельзя. В 1970-х, на фоне бунта нон-конформистов, академическая живопись вообще существовала незаметно. Тем не менее картины Смирнова интереснее многих работ его современников: и композиционно (изображенная женщина стоит спиной к зрителю), и по цвету (серая гамма со множеством оттенков), и по рассеянному свету, проникающему между стволов деревьев.Владимир Сутеев "Июль. Мы в лесу", из серии "Времена года", 1959
Владимир Сутеев был одним из отцов-основателей советской анимации. Именно благодаря ему у нас есть мультфильмы "Кто сказал "мяу"?", "Мышонок и карандаш", "Три котенка", "Петух и краски", "Под грибом" и множество других историй, воспитавших не одно поколение.Лариса Годунова "Осенний натюрморт", 1985
Натюрморт является, возможно, самым очевидным жанром живописи, где грибы могли бы найти свое место среди корзин с яблоками, ягодных лукошек и прочих примет ранней осени.Константин Сомов "Девушка с грибами под радугой", 1922
Константин Сомов принадлежал поколению художников объединения "Мир искусства". В первое десятилетие XX века вместе с Бенуа и Лансере занимался оформлением одноименного журнала, главного издания Серебряного века, а после революции, когда развеялись последние чары русского символизма, Сомов обратился к реалистическому искусству.Сергей Виноградов "Сбор грибов в лесу", 1927
Сергей Виноградов – костромской художник начала XX века. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его педагогами Поленов и Маковский, вступил в ряды Товарищества передвижных художественных выставок, в Первую мировую работал в жанре военной открытки. Его биография не отличается от большинства историй художников того времени. Но тем не менее именно благодаря таким художникам была накоплена критическая масса академической живописи, которая сохранила эту традицию, несмотря на все общественные и культурные катаклизмы XX века.Читайте также