Виктор Пивоваров "Читающая птица в ландшафте (по картине Карла Шпицвега)", 1998
По понедельникам многие из московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.ru запустила новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей.Виктор Пивоваров "Предчувствие", 1977
В преддверии 80-летия Виктора Пивоварова Музей современного искусства "Гараж" и ГМИИ им. А.С. Пушкина представляют масштабные выставки художника, одного из главных героев московского концептуализма. При этом выставки, кажущиеся абсолютно независимыми друг от друга и тематически, и стилистически, на самом деле тесно связаны друг с другом. Проект "Гаража" представляет работы, созданные с 1970 года, и посвящен путешествию главного героя через философские контексты и духовные миры, а выставка в ГМИИ является оммажем к классическому искусству и работам мастеров Северного Возрождения.Виктор Пивоваров "Лампочка перегорела", 1992–1996
Виктор Дмитриевич Пивоваров родился 14 января 1937 года в Москве. В 1951–1957 годах получил художественное образование в Московском художественно-промышленном училище им. Калинина. Широкому зрителю Пивоваров был знаком в основном не по концептуальным работам, а по работе с журналами "Мурзилка" и "Веселые картинки". Также он занимался оформлением детских книг. Именно под влиянием стилистики журнальной иллюстрации во многом сложился индивидуальный почерк художника. В отличие от современников концептуалистов Пивоваров всегда в большей степени исследовал тайную жизнь человеческой души, чем откликался на социальную проблематику. Или, как говорит сын художника Павел Пепперштейн, "Пивоваров всю свою жизнь рисует комнату души. <…> Все возможные здания, все возможные ландшафты скрываются внутри комнаты – все внешнее становится фрагментом внутреннего пространства". Эта самая комната, или даже путешествие через комнаты, и составляют "гаражную" экспозицию.Виктор Пивоваров "Говорит Москва…", 1992
На выставке "След улитки", которая работает в Музее "Гараж" представлены как раз самые ранние живописные циклы начала 1970-х годов, когда Пивоваров пытался работать в духе европейских и американских художников. Используя таблицы, графики, детские иллюстрации, плакатную стилистику, он создает схемы и ребусы, которые зритель может разгадать при помощи путеводителя по выставке, написанного самим художником и куратором Екатериной Иноземцевой. В то же время, на выставке в ГМИИ одна из работ, выполненных в 2015 году, получила такое же название, "След улитки". И, возможно, именно эта работа объясняет весь проект: история маленького существа в сумасшедшем агрессивном мире. Путешествие по "гаражной экспозиции" завершается философско-поэтическим эпилогом:Виктор Пивоваров "Умиление", 2003
Улитка стала для Виктора Пивоварова наиболее полным символом укрытия от внешнего агрессивного мира. Значительное место на выставке в Музее "Гараж" уделяется также самому оригинальному жанру в русском искусстве второй половины ХХ века – концептуальному альбому, на страницах которого объединяются изображение и парадоксальное высказывание. Так, например, в одном из залов представлен альбом, получивший название "Сутра страхов и сомнений", имитирующий сакральные свитки наподобие Торы или древних китайских манускриптов. В свитке среди схематичных рисунков, коротких магических рассказов и заговоров спрятаны очень личные и трогательные страхи, как то "Страх, что задавит автобус", "Страх ленточек", "Страх вечерних теней" и т.д.Виктор Пивоваров "Автопортрет в юности", 2015
А в ГМИИ им. А.С. Пушкина работает выставка "Потерянные ключи", которая раскрывает другую грань творчества автора. Здесь представлены работы Виктора Пивоварова, выполненные в 2015 году и вдохновленные произведениями старых европейских мастеров. Такие выставки-интервенции, предусматривающие агрессивное вторжение актуального искусства на территорию классического, или, напротив, их мирное сосуществование на одной выставочной площадке, сегодня стали неотъемлемой чертой современного художественного пространства. ГМИИ уже делал подобные проекты: выставка "Оммаж Луи Галле" прошла в музее в феврале, а "Мимикрия. Вим Дельвуа в Пушкинском музее", была организована в 2014 году. В сентябре 2015 года, в рамках VI Московской биеннале современного искусства, кураторы представили выставку "Рембрандт. Другой ракурс". В экспозиции были показаны работы московского художника Дмитрия Гутова в параллели с произведениями Рембрандта Харменса ван Рейна.Виктор Пивоваров "Философская собака", 2015
В контексте подобных выставок художник и зритель свободно разговаривают на "чужих языках", играют культурными кодами минувших эпох, старинной символикой и атрибутикой. В этом приеме скрывается желание классического искусства и традиционного музея быть современным и понятным, а актуального искусства – найти свои корни и показать преемственность от старых мастеров. Тем не менее, Виктор Пивоваров, скорее не раскрывает суть и концепцию исторических произведений, а, наоборот, запутывает зрителя, уводя его из привычной системы координат классической живописи.Виктор Пивоваров "Два зеркала", 2015
Восемь картин из цикла "Потерянные ключи", объединенные стилистической игрой с искусством XV–XVI столетий, создают внутри музейного зала игровое пространство. Эти образы рождают у зрителя ощущение чего-то очень знакомого за счет вплетения узнаваемых деталей ренессансной живописи в сложную концептуальную ткань современного искусства. Образы Иеронима Босха, Питера Брейгеля, Лукаса Кранаха, Джованни Беллини оказываются настоящими ловушками, в которые попадает каждый зритель, пытаясь увидеть за узнаваемыми образами знакомые сюжеты.Виктор Пивоваров "Меланхолия", 2015
Выбрав в качестве отправной точки в своем историческом путешествии живопись эпохи Возрождения, Виктор Пивоваров сознательно адресует зрителя к золотому веку мирового искусства, причем к самому моменту сложения станковой картины в классическом понимании этого термина. Сформулированные в творчестве титанов Ренессанса принципы пластической светотеневой моделировки и линейной перспективы стали одной из отправных точек развития европейской живописной традиции. Понимаемая как "окно, распахнутое в мир" (пользуясь словами Леонардо да Винчи), новая живописная система ставила перед художником задачу иллюзорного продолжения реальности, утверждая высшие принципы и идеальность миропорядка. Однако, используя формальные приемы ренессансной картины, Виктор Пивоваров добивается прямо противоположного эффекта: пространство картины перестает быть иллюзией реального мира и становится проекцией мира воображаемого. И в этом выставка в ГМИИ сближается с экспозицией "Гаража": и тут, и там мы оказываемся в воображаемом мире невидимого героя.Виктор Пивоваров "След улитки", 2015
В работах "Мыслитель" и "След улитки", Пивоваров визуализирует попытку скрыться в ракушке внутреннего мира, окруженного хаосом. Сам художник в путеводителе по выставке раскрывает этот образ через попытку найти ответы на вопросы "Где я?", "Кто я?", через самоидентификацию. Он пишет: "Если отбросить такие идентификационные маски, как "Я – мужчина", "Я – отец", "Я – гражданин", "Я – художник", "Я – русский", "Я – житель Москвы" и т.д., что останется в конечном итоге? И останется ли что-либо вообще?"Виктор Пивоваров "Мыслитель", 2015
Подобно тому как это происходит на полотнах Босха и Брейгеля, в цикле "Потерянные ключи" прямо на глазах у зрителя рождается странный мир удивительных существ, любые попытки интерпретации которого, по мнению Пивоварова, оказываются обречены на провал и становятся "лишь бессмысленным подбиранием отмычек к широко распахнутым дверям искусства". Литературо- и культуроцентричность автора, использование огромного количество цитат и философских идей, перемешанных друг с другом, вновь и вновь будут запутывать зрителя, опровергая все предположения и догадки.Читайте также