Форма поиска по сайту

По ту сторону вольера: как ухаживают за акулами, осоедом и морскими звездами

Фото: M24.ru/Александр Авилов

Скунс, любящий принимать ванну и хрустеть мадагаскарскими тараканами, как чипсами, броненосец, пробивающий бетонные стены, ленивец, обедающий вверх ногами, питающиеся креветками креветки и "дающий лапу" слон – вот она, повседневная жизнь рабочего по уходу за животными, или так называемого кипера.

Корреспондент M24.ru пообщалась с киперами Московского зоопарка и узнала, делают ли рыбам уколы, можно ли покормить волка без последствий и почему слоны не могут жить без игр.

В прошлый раз мы рассказали, как работают киперы слоновника и отдела мелких млекопитающих.

В этом материале – о трудовых буднях сотрудников экзотариума и контактного зоопарка.

Фото: M24.ru/Александр Авилов

Кипер экзотариума Татьяна Одинцова, 30 лет

Татьяна – зоолог второй категории, работает в зоопарке около девяти лет. По образованию она ихтиолог-рыбовод, окончила Московский государственный университет технологий и управления по специальности "Водные биоресурсы". "У меня в детстве была мечта работать с акулами, и она осуществилась", – говорит Татьяна.

В эту профессию она попала не сразу – до ихтиологии училась в театральном вузе, работала в театре, позже – в дельфинарии.

Среди подопечных Татьяны и ее коллег из экзотариума – около 100 видов рифовых рыб, включая акул и мурен, морская черепаха по имени Роджер, актинии, бессчетное количество морских звезд. Из наземных существ – игуаны.

– Зоология и театр. Татьяна, расскажите, как так получилось?

– Так получилось, что с детства я любила театр и животных. При этом мне не верилось, что я смогу осуществить свою главную мечту – работать в зоопарке. В общем, любовь к животным в итоге победила.

Работа кипера на первый взгляд может показаться простой: убрал, покормил и все. На самом деле для работы с животными необходимо знать их биологию, особенности среды, в которой обитает тот или иной вид, и многое другое.

– После театра вы работали в дельфинарии. Чем вы там занимались?

– В дельфинарии я успела поработать с дельфинами, морскими котиками и морскими львами – сивучами.

Детеныши сивучей, попадая в условия неволи, не умеют самостоятельно питаться, испытывают стресс из-за боязни людей. Адаптация щенков сивуча – очень трудоемкий и одновременно тонкий процесс. Сначала их выкармливают специальным фаршем из рыбной смеси, потом приучают есть кусочки рыбы. Главная задача – установить психологическую связь с животным, чтобы оно доверяло тебе.

В этот период детеныши особенно трогательны, они привязываться к тебе настолько, что воспринимают как маму. Мои сивучата очень забавно вели себя – защищали, ревновали, всячески старались порадовать, реагировали на смех как на похвалу.

– А потом вы попали сюда.

– Да, меня привела подруга, которая тут работала. Когда она мне сказала, что есть такая возможность, я сначала не поверила. Ради этой работы я поступила в университет – работала и училась параллельно. И моя мечта сбылась – теперь я работаю с акулами.

Для меня это место как дом. Мне сейчас трудно представить, как, проснувшись утром, я бы ехала на другую работу. И в отпуске я всегда скучаю по своим животным.

– Чем отличается должность зоолога от должности кипера?

– Это весьма условное разграничение, потому что рабочие по уходу и зоологи, в принципе, занимаются одним и тем же – обеспечивают полноценное существование животных, участвуют в разработке методик. Есть небольшая разница между должностями, но она не особо существенная.

– Расскажите, чем вы кормите обитателей аквариумов?

– Креветками, кальмарами, форелью, мидиями, гаммарусом (мелкие пресноводные рачки – прим. M24.ru), мотылем (красные личинки комаров). Плюс витамины добавляем. Нельзя кормить рыб однообразно, только готовыми кормами. Это как если бы человека кормили каждый день заварной лапшой.

Татьяна при мне надавливает из шприца витаминную смесь в креветочный панцырь. Перед ней на столе – мечта гурмана. Свежая речная форель, крупные креветки, мидии… Можно подумать, что ты попал в лучший суши–бар Москвы.

– А рыбам вообще можно сделать укол?

– Да, им делают уколы, если это требуется в рамках курса лечения или профилактики.

– А морской черепахе?

– Черепахе Роджеру делают витаминные уколы внутримышечно для профилактики, чтобы избежать авитаминоза.

– Как обычно лечат рыб?

– Лечение происходит в карантинном комплексе, в лаборатории. Чаще всего применяются специальные ванночки с лекарственными препаратами. Для этого рыбу отсаживают в отдельный аквариум.

– Лечат ветеринары или вы тоже участвуете?

– В лечении принимают участие и ветеринары, и киперы. Каждый кипер, который работает здесь, абсолютно взаимозаменяемый, то есть мы должны уметь делать все.

– Как можно понять, что рыба заболела?

– Симптомы бывают очень разные, в зависимости от заболевания. Чаще всего у животных меняется поведение: к примеру, рыба теряет аппетит, становится встревоженной. Также плавники и тело рыбы могут покрываться беловатым налетом.

Некоторые болезни заразны и представляют опасность для других рыб, некоторые, будучи незаразными, формируются в течение жизни животного, проявляясь в периоды обострения. У рыб так же, как и у людей, могут развиться заболевания сердца, пищеварительной системы, щитовидной железы.

– Большинство рыб прибыло к вам из теплых морей. Как поддерживаются условия для их содержания?

– У нас все системы работают на очень точном оборудовании. Мы всегда следим за показателями гидрохимии, регулярно меняем воду, подбираем рационы с учетом биологии вида. Например, в аквариуме с холодноводными гидробионтами всегда поддерживается температура 7–10 градусов.

Повышение температуры до 20 градусов приведет к гибели животных. Поэтому главная задача – следить за работой оборудования, за состоянием воды. Также очень важно, чтобы животные регулярно питались.

– Рыбы долго живут?

– У нас некоторые рыбы живут 10, 14, 17 лет. Поскольку это уже серьезный для рыб возраст, нужно постоянно следить за их здоровьем, ведь с годами все заболевания обостряются.

– А актиний вы кормите?

– Да. Многие думают, что актиния – это растение, но на самом деле это животное. Некоторые актинии – настоящие хищники, например уртицина. Она ведет сидячий образ жизни и кажется очень маленькой и хрупкой. На самом же деле уртицина очень сильная, она быстро ест, буквально хватает еду.

Обитает уртицина в Белом море на глубине 30 метров при температуре всего 1–3 градуса. В таких суровых условиях нет возможности часто питаться, и актиния вынуждена хватать буквально все живые организмы, которые проплывают мимо, потому что второй шанс может быть не скоро.

Татьяна опускает в аквариум с актинией специальный щуп из оргстекла с кусочком кальмара и креветки. Актиния быстро заглатывает "добычу" и как бы закрывается.

– Морские звезды тоже питаются полноценно?

– Да, мы их кормим, как и всех остальных. В одном из аквариумов приходится подкладывать под каждую звезду мидию, потому что рыба-еж у нас научилась переворачивать звезд и воровать у них еду.

Есть хищные морские звезды – солястеры и кроссастеры. Обычного корма им недостаточно. Чтобы они получали все необходимое, их приходится подкармливать живыми лучами других звезд, которых мы называем донорами.

– И что происходит потом с такими донорами?

– Когда мы отрезаем луч звезде-донору, она не погибает – звезды способны очень быстро отращивать новые лучи.

Еще для солястров и кроссастров крайне важен температурный режим. Например, при температуре воды 17 или 20 градусов эта звезда просто погибнет. У нас стоят специальные охлаждающие установки – чиллеры, которые поддерживают необходимую температуру.

Вообще морские звезды – очень загадочные животные. Когда звезда ест, она не заглатывает свою добычу, а выворачивает желудок, обволакивает пищу и частично переваривает ее. Внутрь тела еда попадает в уже разжиженном виде.

– Интересно, а рыбы умеют играть?

– Да, рыбы могут играть с предметами, перемещать их. Причем если их "конструкции" сломать, они начинают восстанавливать их, злятся.

Когда у нас жила самка осьминога, интересно было наблюдать за ее поведением. Она строила гнездо из пустых ракушек. Мы заказывали специально для нее живых гребешков, она съедала моллюска внутри, а пустые раковины нам не хотела отдавать.

То есть когда во время смены воды я хотела забрать эти раковины, она хватала их, прятала в мантию и потом выкладывала из них себе гнездо. Еще она научилась воровать щетки во время чистки аквариума, а возвращала их только за съедобное вознаграждение.

– Как вы решаете вопрос соседства? Ведь многие рыбы, наверное, могут не ужиться друг с другом…

– Есть особая система, по которой ссаживаются животные. Нужно хорошо знать особенности поведения тех видов, которых нужно поселить в один аквариум. Многие рыбы настолько территориальны, что не терпят соседства и могут убить даже представителя своего вида.

Например, спинороги (морские рыбы из отряда иглобрюхообразных – прим. M24.ru) плохо уживаются друг с другом. В общем, ссаживать животных довольно трудно.

– Татьяна, а у вас дома есть аквариум?

– Был, но, честно говоря, вынуждена была отказаться, потому что большую часть времени я на работе, а содержание аквариума – достаточно трудоемкое дело.

– У вас плавающий график работы?

– Да. Поскольку животных нужно кормить каждый день, мы составляем график так, чтобы здесь постоянно кто-то находился. Рабочий день у нас с 10.00 до 19.00, но, если мы принимаем животных или кто-то вдруг заболел, мы можем задерживаться или приезжать рано.

– Откуда берется морская вода для аквариумов?

– У нас стоит специальная установка, которая изготавливает дистиллят – очень мягкую очищенную воду. Затем вода поступает в засолочные баки, там она аэрируется, подогревается или охлаждается, засаливается. И когда соленость воды соответствует нормам – вода заливается в аквариумы.

В те системы, где сидят беспозвоночные, например морские звезды, отдельно может добавляться кальций, стронций, микроэлементы.

Дело в том, что кальций морские звезды в основном берут из окружающей среды, то есть из воды. Для рыб же повышенное содержание кальция в воде не столь критично.

– Рыбы вас узнают, когда вы подходите к аквариумам?

– Узнают. Когда приходит работать новый сотрудник, они даже иногда отказываются есть у него из рук, пугаются. Некоторые, например акулы, со временем привыкают к людям настолько, что разрешают себя гладить. То есть им не все равно, кто за ними ухаживает.

Когда к аквариумам подходят люди, рыбы обычно подплывают, рассматривают их – они по своей природе довольно любопытны.

– Чем у вас занимаются люди в лаборатории?

– В лаборатории рыбы проходят карантин и лечение. Перед тем как высадить рыбу на экспозицию, она должна выдержать карантин, за ней нужно наблюдать, проводить профилактические процедуры. Это достаточно длительный процесс.

– У рыб существует иерархия? Они по очереди едят или кто быстрее?

– Они вырабатывают свою систему иерархии, то есть взаимодействуют друг с другом достаточно сложно. Если к корму подплывает наиболее активная, сильная рыба, то все остальные ждут, пока она доест.

– Мне кажется, что зоопарк – это не то место, где большая текучка. Я права?

– Люди приходят сюда не в поисках больших заработков, блестящей карьеры и уж точно не в поисках славы. Поэтому получается, что люди здесь, как правило, фанатично преданы своей профессии и не представляют, как будут работать в другой среде. У нас очень много сотрудников, которые работают более 20 лет.

– У меня созрел провокационный вопрос. Креветки едят креветок?

– Да, к сожалению. Большая проблема их содержать группой, потому что животные растут, достаточно часто линяют. И в тот момент, когда панцирь сброшен, она мягкая, абсолютно беззащитная, и вот тут собратья могут отомстить.

В общем, каннибализм у них – распространенное явление.

Фото: M24.ru/Александр Авилов

Кипер контактного зоопарка Евгения Федотова, 26 лет

Евгения поняла, что хочет работать в Московском зоопарке, еще когда училась в школе. Сначала она посещала Кружок юных биологов зоопарка, а затем пришла сюда в качестве полноценного сотрудника.

Перед приходом на работу в зоопарк Женя успела получить высшее художественное образование. На вопрос, как так получилось, она улыбается: "Одно другому не мешает".

Контактный зоопарк – место, где можно напрямую пообщаться с животными, потискать их, сфотографироваться. Здесь живут козы, овцы, корова, кролики, куры, индюки, морские свинки и осоед – хищная птица из семейства ястребиных.

– Евгения, вы всегда хотели работать в зоопарке?

– Любовь к животным у меня с детства. В школе я ходила в Кружок юных биологов зоопарка, помогала кормить животных и убирать за ними. Потом выросла и пришла официально.

– У вас художественное образование. Зоологическое не планируете получать?

– Может быть, еще пойду учиться в дальнейшем. Образование здесь все-таки желательно.

– Чем кормите своих животных?

– Овощами, сеном, ветками, даем овес. Животных стараемся кормить умеренно. Еще у нас есть осоед, это хищная птица, поэтому его мы кормим мясом, творогом, яйцами.

Овес с овощами даем один раз в день, в остальное время – сено, трава, ветки. Сено даем вволю. Оно всегда должно быть.

– У вас были когда-нибудь неприятные случаи с посетителями?

– Однажды курица у нас клюнула маленькую девочку. Но скандала не было, все обошлось. Клюнула она несильно.

Еще у нас была неприятная история с коровой Муркой, хотя к посетителям это никакого отношения не имеет. Мурка зацепилась за кормушку и содрала рог.

– Вы всем животным клички даете?

– У всех крупных животных есть имена. Козочек зовут Татуся, Крикун, Валидол, Ника, Лупа и Зита с Гитой. Зайка и Ночка – это наши ослики. Зайка – беленькая, а Ночка – черненькая. Корову нашу зовут Мурка. Еще есть коричневые ослики Туся и Соня.

– А у вас есть домашние животные?

– Четыре кота и четыре амадины. Амадины – это такие маленькие птички. Раньше у меня были мыши, крысы были, хомячки.

– Задерживаться приходится на работе?

– Бывает. Все-таки мы работаем с живыми существами, мало ли что может быть. Если кто-то, не дай бог, болеет, маленькие козлята например, то приходится оставаться после работы.

– Расскажите, а чем занимаются дети, посещающие Кружок юных биологов зоопарка?

– Они там занимаются наукой, проводят всякие наблюдения, ухаживают за животными, ездят по заповедникам. Любой желающий туда может пойти. В основном кружок посещают школьники.

– В контактном зоопарке можно кормить животных?

– Кормить мы запрещаем, потому что очень большой поток людей. Звери просто они лопнут, если их все будут кормить.

– А перемены настроения у ваших зверей бывают?

– По весне начинается бешеная активность, у нас тут буквально скачки.

– С какими животными вы хотели бы работать в будущем?

– Мне все животные нравятся. Со слонами очень интересно, хотя и опасно. В обезьяннике интересно. Выбрать на самом деле очень сложно.

– Есть такая тенденция, что те, кто уже поработал с животными, не хотят возвращаться в мир людей?

– Думаю, что да. Люди обычно если и уходят, то в другие зоопарки или конюшни, например. В общем, продолжают работать с животными.