Совет Федерации рекомендовал Минфину рассмотреть вопрос установления минимальных розничных цен на весь алкоголь. Это следует из протокола совещания комитета СФ по экономической политике, который имеется в распоряжении газеты "Известия".
В министерстве отметили, что для этого требуется внести поправки в договор о ЕЭАС – документ уже подготовлен, идут консультации с ФАС. В Евразийской экономической комиссии сообщили, что получили законопроект и обсуждают его с экспертами.
Опрошенные изданием специалисты считают, что реализация подобной инициативы позволит избавить рынок от контрафакта и обезопасить молодежь от злоупотребления алкоголем. Что касается работающих в отрасли предприятий, мелкие и средние производители положительно оценивают введение минимальных розничных цен, а крупнейшие корпорации выступают против.
В настоящее время существует регулирование цен на напитки с содержанием спирта свыше 28%, а также на игристые вина. Введение минимальной планки на менее крепкий алкоголь возможно только после корректировки договора о ЕАЭС.
Представитель Евразийской экономической комиссии сообщил, что сейчас проходят отраслевые совещания по совершенствованию договора, включая положение, регламентирующее возможности членов союза регулировать цены. В то же время он подчеркнул, что этот процесс не может быть быстрым.
В Союзе российских пивоваров отметили, что поддерживают идею регулировать минимальные цены и на некрепкий алкоголь, так как это способствует оздоровлению конкуренции в отрасли. В союзе предложили следующий вариант ценовой политики: 85 рублей за 1 литр кегового пива и пивных напитков, 110 рублей – за тарированное (стеклобутылка, алюминиевая банка), 90 рублей – за заводскую ПЭТ-упаковку.
С коллегами согласились представители винной отрасли. Президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович отметил, что минимальные розничные цены уже существуют для шампанского, было бы логично ввести ее и для остальной продукции. Он уверен, что подобный алгоритм следует привязать к себестоимости бутылки вина. Эта мера позволит вытеснить с рынка изготовителей, которые демпингуют за счет напитков сомнительного качества.
Директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям крупной компании AB InBev Efes Ораз Дурдыев не согласился с коллегами и подчеркнул, что минимальная розничная цена на пиво – одинаково вредная мера для бизнеса и государства. Первые больше не смогут покупать любимые бренды по доступной цене, а количество контрафакта на рынке только возрастет вместе с регуляторной нагрузкой на добросовестных производителей.
Из-за введения минимальных цен, вероятно, вырастет общий уровень цен на слабоалкогольную продукцию, что приведет к увеличению поступлений по налогу на прибыль и НДС, заявили эксперты.
При этом глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз отметил, что распространение подобных цен на всю продукцию сделает систему универсальной и единообразной.
Ранее сообщалось, что с 1 апреля в России стартовал эксперимент по маркировке пива, который продолжится до 31 августа 2022 года. Проект предусматривает маркировку пива, напитков на основе пива и отдельных видов слабоалкогольных напитков.