Фото: портал Москва 24/Юлия Иванко
Девять египетских мумий из собрания Пушкинского музея продолжают исследовать в Курчатовском институте. Ученые сделали рентгеновскую компьютерную томографию останков и создали модели черепов. Совместно с антропологами они уже начали пластическую реконструкцию внешности жителей древнего Египта.
Облик органических и неорганических объектов можно реконструировать с помощью синхротронного излучения. Артефакты можно рассматривать послойно, находя дефекты, посторонние включения и другие особенности. Иногда для этого достаточно даже малой частицы образца, что позволяет не наносить музейным ценностям повреждений. Современные технологии позволяют исследовать произведения живописи, скульптуры, архитектуры, ювелирные украшения и даже читать стертые временем тексты, сообщает газета
"Известия".
Лаборатория для изучения разнообразных экспонатов из фондов Государственного исторического музея и Института археологии РАН появилась в Национальном исследовательском центре "Курчатовский институт" два года назад. Она оборудована синхротронным и нейтронным источниками, а также другими современными устройствами.
Совместно с Государственным музеем изобразительных искусств (ГМИИ) им. Пушкина курчатовские ученые исследовали скульптуры различных эпох из мрамора, майолики, бронзы. Девять мумий поступили в лабораторию для изучения в 2016 году. Исследование стало первым в России.
Для артефактов изготовили специальные рентгенопроницаемые контейнеры для исследований на магнитно-резонансном и позитронно-эмиссионном томографе. МРТ оказалось неэффективным при исследовании древних тел, поскольку их высушивали для мумификации. Из-за этого молекул водорода было слишком мало, чтобы можно было восстановить картину тканей. Ученые решили сделать рентгеновское компьютерное сканирование. Так они выяснили, что обследуемая мумия была женщиной. Рост ее был чуть выше 159 см, умерла египтянка в довольно преклонном для того времени возрасте – около 50 лет. Свидетельством этого стали всего четыре сохранившихся зуба.
По мышечному рельефу исследователи узнали, что женщине не был знаком тяжелый физический труд, но она много ходила и занималась ремеслом. Вероятно оно было связано с вращательными движениями в правом предплечье. Кроме того, курчатовские специалисты сделали 3D-реконструкцию черепа, по которой коллеги из Института этнологии и антропологии РАН сейчас занимаются реконструкцией внешности древней египтянки.
В одной из химических лабораторий Курчатовского института исследовали отделившийся от обертки мумии кусочек бинтов. Его очистили в специальном растворе, и при 350-кратном увеличении под микроскопом увидели структуру ткани льна — традиционного материала для бинтов, в которые плотно пеленались мумии. В той же лаборатории изучили и фрагмент темного смолистого вещества с поверхности тела мумии. Удалось установить, что в бальзамирующем составе содержится природный битум, пчелиный воск и природный жир.
Еще одна из исследованных мумий достаточно хорошо сохранилась и часто экспонируется в залах музея. Она также оказалась мумией женщины, умершей в возрасте до 25 лет, ростом она была немного ниже среднего. По оценкам антропологов, это яркий представитель средиземноморского типа европеоидной расы. Женщина занималась каким-то физическим трудом, связанным с постоянным сгибанием руки в локтевом суставе, и тоже много ходила.
Ученые надеются, что после реконструкции в Пушкинском музее можно будет увидеть лица древних египтян и египтянок, выставленные на обозрение посетителей.
Ранее исследователи из Музея естественной истории и Университетского колледжа Лондона на основе ДНК-анализа
выдвинули предположение о внешности древних жителей Соединенного Королвевства. По их мнению, первые британцы были голубоглазыми и смуглыми.