В подмосковном Ступине идет расследование гибели пятилетнего Олега Гусева, который задохнулся в машине. По предварительным данным, мать мальчика Олеся Елецкова оставила его одного в салоне с заблокированными дверьми и закрытыми окна на два часа – когда она вернулась, мальчик уже скончался. Возбуждено уголовное дело.
Портал Москва 24 выяснил у экспертов, что грозит родителям за оставление детей в опасности и как можно предотвратить участившиеся случаи халатности.
Автоюрист Сергей Радько рассказал, что по закону детей до 7 лет нельзя оставлять одних в машине.
"В пункт 12.8 ПДД были внесены в прошлом году изменения, которые запрещают оставлять в транспортном средстве на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет в отсутствие совершеннолетнего лица. Получается, что старше 7 лет оставлять ребенка можно, и правила дорожного движения это не нарушает. Если ребенок младше 7 лет оставлен в автомобиле во время стоянки, то это нарушение, которое наказывается, прежде всего, по административному кодексу как нарушение правил стоянки в Москве. За это грозит штраф в размере 3 тысяч рублей", – отметил Радько.
Он обратил внимание на различие в понятиях "остановка" и "стоянка" транспортного средства. "Стоянка – это прекращение движения на срок более 5 минут. Если инспектор ГИБДД увидел, что в машине есть ребенок младше 7 лет, то он может засечь время, и если это больше 5 минут, тогда это нарушение. Если меньше 5 минут – это не стоянка, поэтому нарушения здесь нет", – пояснил эксперт.
Радько подчеркнул, что если ребенок даже старше 7 лет был оставлен родителями в машине на солнцепеке, это может стать уголовным преступлением (статья 125 УК РФ "Оставление в опасности").
"Максимальное наказание – лишение свободы сроком до 1 года. Нужно понимать, что если родители совершили подобные действия в отношении ребенка, может быть поставлен вопрос об ограничении или лишении родительских прав", – заявил собеседник портала Москва 24.
Радько добавил, что говорить об оставлении в опасности можно только в том случае, если будет представлено доказательство того, что такое оставление ребенка в машине действительно грозило ему опасностью.
"В машине можно оставить включенный кондиционер и открытые окна, то есть в каждом конкретном случае надо решать индивидуально.
Если ребенка заперли на солнцепеке в машине и ушли – безусловно, это оставление в опасности. Если ребенка оставили в нормальной обстановке и ему ничто не угрожает, то вряд ли здесь речь идет об оставлении в опасности", – пояснил эксперт.
Оставление ребенка одного в машине может грозить родителям административной ответственностью.
В случае обнаружения ребенка, оставленного одного в машине, автоюрист посоветовал самостоятельно не предпринимать никаких действий, а вызвать полицию.
"Самостоятельно действовать я бы не советовал, потому что здесь очень тонкая грань между спасением ребенка, когда ему может и не грозит опасность, и повреждением чужого имущества. Если машина стоит на жаре и раскалилась, полицию нужно вызвать незамедлительно. Лучше вызвать чуть раньше, чем опоздать", – считает Радько.
Как избежать
Президент Российской секции Международного общества прав человека Владимир Новицкий отмечает, что оставление детей или животных на долгое время в закрытых машинах с ограниченным воздушным пространством связаны в 9 из 10 случаев с "грубой неосторожностью".
"Одна из необходимых предупредительных мер, которая должна быть – при обучении вождению, помимо технических навыков, должны даваться дополнительно знания о безопасности пассажиров, в том числе об оставленном с кем-то внутри автомобиле", – отметил эксперт. По его мнению, необходимо провести публичную кампанию по уведомлению граждан об опасности подобных случаев.
This browser does not support the video element.
При этом Новицкий отметил, что речь не идет об ужесточении ответственности. "На самом деле – это путь в никуда. Все равно кто-то будет забывать и совершать по невнимательности, глупости такие действия. В первую очередь – предупреждение", – считает он.
Эксперт добавил, что, возможно, было бы целесообразно на нормативном уровне предусматривать при перевозке ребенка в автомобиле "специальный радиомаячок", который бы сигнализировал автовладельцу и включал бы звуковое оповещение для окружающих, если ребенок находится в машине один более 10–15 минут.
Специалист по уголовному праву Кирилл Яковлев указал на то, что такая проблема существует во всем мире и происходит по причине усталости родителей и их безалаберности.
"Ужесточение наказания ничего не даст, для родителя и так уже трагедия, когда ребенок погибает по его вине", – отмечает эксперт. По его мнению, ужесточение наказания не является панацеей в борьбе с преступностью. "В Скандинавских странах самое мягкое наказание и самая низкая преступность, в странах с жестким наказанием (США и Россия) преступность высокая. Я думаю, эти вещи между собой связаны", – сказал Яковлев.
По словам юриста, проще вводить профилактику – например, увеличивать штрафы за оставление ребенка в машине. "Люди начнут задумываться, а пока это безнаказанно происходит. Сейчас до 7 лет нельзя оставлять. Но все равно оставляют, я сам постоянно вижу, особенно у магазинов стоят машины, ребенок спит в кресле. С преступностью нужно бороться до того как она происходит, для этого нужна профилактика", – заключил собеседник портала Москва 24.
This browser does not support the video element.
"За детей несут ответственность их родители. Если они более ответственно и сознательно будут подходить к своей миссии, тогда мы сможем избежать таких трагедий. Это преступная халатность родителей", – отметила уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова. Она напомнила, что уже введена уголовная ответственность за оставление человека в опасности.
Что касается наказания, Мишонова отметила, что ужесточать его не нужно. "Больше, чем она (мать) себя сейчас наказала, ее трудно наказать", – пояснила уполномоченный по правам ребенка в Московской области.
Завкафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминалистики РУДН Людмила Букалерова считает, что необходимо проводить социальную рекламу о том, как опасно оставлять детей в запертой машине.
"Родители должны понимать, что есть опасность. Может, они не знали, какой температурный режим в машине, может, об этом необходимо почаще говорить.
У нас нет социальной рекламы и нет ликбезов для родителей", – отметила эксперт.
По ее мнению, усиление ответственности никак не повлияет на решение проблемы. "Хуже горя, чем потерять ребенка, для родителей нет", – заключила Букалерова.