Глава Каталонии анонсировал объявление независимости. Портал Москва 24 разбирался в возможных последствиях распада Испании и в том, что к нему привело.Фото: ТАСС/DPA/Nicolas Carvalho Ochoa
Каталония провозгласит независимость от Испании уже в течение нескольких дней. Как рассказал глава женералитета Карлес Пучдемон, правительство региона планирует действовать в конце этой недели или в начале следующей.
Пучдемон заметил, что если в это вмешаются власти Испании, это "будет ошибкой, которая все изменит". Он также напомнил, что сейчас официальный Мадрид и правительство автономии не контактируют.
Жертвы и кражи – как проходил референдум
Референдум о независимости Каталонии
прошел 1 октября. Мадрид не признал голосование, и еще до проведения референдума Конституционный суд страны заморозил его. Король Испании Фелипе VI также назвал его незаконным. По его словам, правительство региона продемонстрировало "неприемлемое неподчинение" для того, чтобы "разрушить единство Испании".
В Каталонию стянулись подразделения полиции и гражданской гвардии из других регионов страны. Они проводили обыски в избирательных штабах, офисах оппозиционных партий и домах сепаратистских лидеров, конфискуя предвыборные агитационные материалы и избирательные бюллетени. Правда, это не помогло – сепаратисты напечатали новые бюллетени.
В итоге правоохранительным органам отдали приказ заблокировать 1 октября все избирательные участки, не допуская туда участников референдума. Однако, выполняя его, полицейским пришлось задействовать дубинки и резиновые пули. В результате из-за действий полиции пострадали 844 человека.
Фото: ТАСС/Matthias Oesterle/Zuma
Число проголосовавших граждан, тем не менее,
превысило 100 процентов. Отделения Каталонии от Испании пожелали 90,09 процента жителей региона. Против независимости высказались 7,87 процента.
Баски и Венеция – кто следующий?
Мадриду нужно было либо как-то повлиять на выборы сторонников единой Испании, либо сорвать голосование. Правительство выбрало второе.
Для начала центральное правительство
сделало упор на экономические методы: банкам запретили выполнять платежные поручения каталонского правительства. На членов избирательной комиссии Каталонии наложили штраф по 12 тысяч евро в день на каждого, вынуждая их отказаться от выполнения своих обязанностей.
Члены избиркома действительно подали заявления об отставке. Однако утвердить их мог только парламент Каталонии, а он не собирался этого делать. Так что, фактически члены избиркома продолжали выполнять свои обязанности до самого референдума.
Убедившись, что это не сработало, Мадрид перешел к силовым методам. В Каталонию прибыли подразделения полиции и гражданской гвардии. Результат – 844 пострадавших. Причем ранены и 13 сотрудников полиции и гражданской гвардии.
Фото: ТАСС/Matthias Oesterle/Zuma
Показательная жесткость полицейских мер должна была продемонстрировать, что Испания готова защитить конституцию любой ценой. Результат же оказался противоположным: на Мадрид обрушился целый шквал критики. О сотнях пострадавших граждан написали все ведущие европейские СМИ. Премьеру Испании даже позвонила Ангела Меркель и потребовала объяснений жестких действий полиции.
Сепаратисты тут же использовали ошибку Мадрида в своих интересах. Глава Каталонии Карлес Пучдемон выступил с заявлением, что применение силы со стороны Испании не сможет остановить жителей региона, а "насилие и репрессия против мирных людей" стали позорной страницей испанской истории.
Премьер-министр Рахой, в свою очередь, заявил, что "не было никакого референдума или плебисцита – это была чистая сценография" и что "большая часть каталонского народа не захотела участвовать в сценарии сепаратистов и тем самым показала свое желание жить по закону".
Сейчас конструктивный диалог между Мадридом и Каталонией практически невозможен. В распоряжении центрального правительства осталось последнее средство – 155-я статья конституции Испании, которую прозвали "ядерным решением". Она позволяет переводить все органы госадминистрации непокорного автономного округа в центральное подчинение. Это положение в истории страны не применялась еще ни разу.
Многие
аналитики считают, что после задействования 155-й статьи между Мадридом и Барселоной начнутся переговоры об урегулировании конфликта. По их итогам Каталония получит больше прав в рамках автономии, а о результатах референдума на некоторое время забудут. Есть и второй сценарий, правда, менее вероятный. Это начало военного противостояния Каталонии и Испании с возникновением "испанского Донецка".
Ясно одно – ни ООН, ни Евросоюз не признают независимость Каталонии. Потому что такое признание стало бы стимулом для сепаратистов Шотландии, Фландрии, Северной Италии и других многонациональных стран как в Евросоюзе, так и за его пределами.