Форма поиска по сайту

Передвинутые дома Москвы: как мэрии и МХАТу пришлось потесниться

This browser does not support the video element.

В книжном магазине "Гиперион" историк инженерии и автор блога "Москва глазами инженера" Айрат Багаутдинов прочитал лекцию об архитектуре "Дом переехал. История передвижки домов и памятников в Москве". Слушатели узнали, с чего началась история передвижки домов в мире и в Москве, как переместили памятник Пушкину и как сложилась жизнь инженера-"передвижника" Эммануила Генделя. Ниже читайте конспект этой лекции. О том, что удавалось нашим предкам, но не удается нам Начинаются передвижки домов в мире и в России отнюдь не с 30-х годов прошлого века. Двигали огромные глыбы для пирамид, например, или гигантские валуны двигали для Стоунхенджа. Это огромная загадка для инженеров-строителей. Если попросить сегодняшнего специалиста передвинуть 50-тонную глыбу для Стоунхенджа и поднять на огромную высоту, на которой она стоит, без использования строительного крана, он скажет: "Я не смогу этого сделать". А ведь наши предки 4000 лет назад это сделать смогли. До сих пор не очень понятно, как им это удавалось.

О передвинутой итальянской колокольне Первые передвижки домов относятся к раннему Возрождению. В середине XV века, в 1455 году в итальянском городе Болонья. Там тогда был авангард мировой инженерии. Небезызвестный москвичам человек, создатель Успенского собора Аристотель Фьораванти, передвинул в Болонье колокольню церкви Санта-Марии Маджоры.

О самой длинной передвижке в истории человечества Целый бум передвижек начинается в конце XIX века с 1870 года в США, когда появляется сразу ряд компаний, которые занимаются этим профессионально. Дома передвигали на баржах и даже по железной дороге. Один дом переехал на 84 километра – это самая длинная передвижка в истории человечества.

О первых передвижках Америки, Европы и Москвы Кроме маленьких жилых домов в Америке перевозили в конце XIX – начале XX века и достаточно большие здания. Например, здание управления железной дороги в городе Питсбурге весом 7000 тонн. В свое время оно стало рекордсменом. Когда в Москве начали двигать дома, начали практически с такого же веса.

В Лос-Анджелесе в 1923 году двигается здание аптечного склада. Тоже монолитный железобетонный каркас, пятиэтажное здание передвинуто на новое место.

Были в Америке случаи, когда здание штробили. Проще говоря, делали в нем какую-то щель, разламывали и отодвигали одну часть, для того чтобы не двигать все здание.

В Европе мало двигали зданий в те годы. Сейчас двигают периодически. Последняя передвижка была в 2012 году в Швеции. Одна из ранних европейских передвижек – 30-е годы. Достаточно небольшое по своему весу здание, но зато очень старинное. Это здание ратуши начала XVIII века в Дании.

В Москве самое старое передвинутое здание относилось к концу XVIII века. Это был Моссовет, наша мэрия. Когда ее двигали, ей уже было 150 лет.

О первом передвинутом здании России В России первое здание было подвинуто отнюдь не в советские годы. В 1897 году расширяется Петербурго-Московская железная дорога. Одно здание решили не сносить, а отодвинуть в сторону от строящейся железной дороги. Занимался передвижками инженер путей сообщения Федорович.

Сначала, чтобы здание облегчить, со здания сбили штукатурку. Вынули все оконные рамы, дверные косяки и вставили крестовины в оконные и дверные проемы, для того чтобы придать большую жесткость, потому что двери и окна всегда являются местами "ослабленной жесткости". Затем его стали отделять от его фундамента с помощью цепной пилы. Рабочие по очереди тянули трос, и он распиливал цементно-песчаный раствор. Это проще сделать, чем распилить кирпич таким образом.

Здание было отпилено, вероятно, по растворному шву и затем оно было поднято на домкратах. Между оставшейся частью стены цокольного этажа и поднятым зданием была положена такая конструкция: крест на крест уложены брусья, под ними уложены самые обыкновенные железнодорожные рельсы. Федорович был инженером путей сообщения. Что же ему еще взять, если не рельсы? Двигалось это с помощью лебедок.

О том, почему лебедка – это лебедка Лебедка – красивое русское слово, уменьшительно-ласкательное от слова "лебедь". Когда вы берете катушку, у нее рычаг в виде буквы Г. Он напоминает шею лебедя, поэтому инструмент называется "лебедка".

О сдвинутой почте и помехах при строительстве московского метро Первая передвижка в СССР – это в 1934 году передвинули здание почты в Макеевке, недалеко от Москвы.

Что касается Москвы, первое здание передвинуто в 1935 году с улицы Тверская на улицу 2-я Брестская. Было передвинуто, потому что, как вы можете догадаться, 30-е годы – это период строительства московского метро. Занимался этой передвижкой не кто-нибудь, а инженер, работавший на метрострое, которого звали Эммануил Матвеевич Гендель.

О том, почему в 1935 году Москву начинают активно двигать Во-первых, согласно Генеральному плану реконструкции Москвы надо было расширять улицы, и это очень актуально для Тверской. Тверская – "самая передвинутая" улица Москвы. На ней перемещены 16 зданий. И вторая причина – это строительство новых мостов, которое было частью плана сталинской реконструкции Москвы. Все мосты в пределах Третьего транспортного кольца, по крайней мере, в пределах Садового, пересекающие Москву-реку, построены в те годы.

О технических аспектах передвижек Если дом кирпичный, тогда во всех стенах по периметру где-то в цокольном этаже пробивали штробу. Сантиметров на десять как изнутри, так и снаружи. В этот паз вставлялись стальные балки. Обычно использовались двутавровые балки, очень похожие на рельсы.

Кирпич, как любой камень, очень хорошо работает на сжатии. Его сложно раздавить. Но кирпич, а тем более кирпичная кладка, плохо работает на изгиб. Представьте, что вы возьмете какой-то кусок кирпичной кладки и начнете его изгибать. Конечно, все немедленно начнет ломаться, прежде всего, по растворным швам.

А если мы начинаем катить здание, мы его катим по полозьям, между полозьями какие-то куски стены будут изгибаться. Это надо как-то предотвратить, поэтому мы одевали здание в железный пояс по периметру всех несущих стен. Балки стали своеобразной арматурой внизу дома. В нижней части балка растягивается, а в верхней сжимается. "Верхний" кирпич хорошо работал только на сжатие.

О перекладывании домов с одного фундамента на другой Дом практически никогда не двигали с фундаментом. Его срезали со старого фундамента и надвигали на новый, заранее устроенный. Между старым и новым домом и внутри существующего цокольного этажа прокладывали рельсы.

Об отрыве домов от фундамента Ходовые балки вводились в окошки, а все простенки между этими окошками пробивались. И все, больше дом не опирался на стены цокольного этажа, на фундамент. Теперь он стоял исключительно на ходовых балках. Его связь с низом цокольного этажа была разорвана по всему периметру.

Об использовании "лошадок" и домкратов для поднятия и толкания домов Недаром у нас одна из башен Кремля зовется Водовзводной. В ней находится колодец. Чтобы вода поднималась на высоту этой башни, а потом поставлялась во дворец к царю, крутили механизм "лошадки". В Америке в конце XIX века "лошадки" использовались, чтобы дома двигать.

В 30-е годы использовали домкраты, но на этот раз не вертикального действия, чтобы поднимать дом, а горизонтального действия, чтобы дом толкать. Домкраты могли быть электрические, механические.

О минусах домкрата и лебедки Какие есть минусы у домкрата? У домкрата определенная длина хода. Мы не можем поднять машину на два метра, можем поднять только на 30 сантиметров. Точно так же и тут. На 60 метров подвинули дом – надо домкраты опять стягивать, переставлять и дальше двигать, то есть приходится делать много работы.

Лебедка, казалось бы, этого минуса лишена, но у лебедки есть другой недочет. Когда вы тянете веревку, сначала будет натягиваться веревка, а потом, когда она достигнет определенной степени натяжения, она резко потянет объект за собой. В веревке накапливается потенциальная энергия, выражаясь языком физики, а потом эта энергия резко выражается в моментальном подтягивании. То есть дом в этом случае двигается рывками. Рывки угрожают целостности дома. Обычно использовали оба способа в сочетании: сзади шли домкраты, спереди – лебедки.

О том, почему дома слегка поворачивались во время перемещения Дома не только отодвигали, но и поворачивали. У домкрата разный шаг резьбы на стержнях. Подавая одинаковое напряжение, моторы вращаются с одинаковой скоростью, но за счет разного шага резьбы, домкраты, которые у вас правее, выдвигаются за одинаковое количество времени дальше, чем домкраты, которые левее. Поэтому дом не просто движется, но и чуть-чуть поворачивается.

О жильцах, которых перемещали вместе с домом, не лишая удобств Жильцы продолжали находиться в доме. Например, в журнале "Техника молодежи" за 1937-й год писали: "В доме работают все коммуникации – телефон, водопровод, газ поступает по специальным шлангам. Жильцы остаются в самом доме. Бесперебойно работает электричество и радио. Для того чтобы предохранять провода от разрыва, их опустили на нужную длину".

Все коммуникации: водопровод, канализация и остальные выводились из цокольного этажа повыше, выше линии отреза, для того чтобы все это можно было по-прежнему в дом подводить.

Водопровод, просто подсоединили к городскому водопроводу на гибком шланге. А что делать с отоплением? Тогда центрального отопления в Москве еще не было. В подвале каждого дома стояла своя котельная, а от подвала мы отрезаем здание. Обычно временную котельную устраивали прямо на ходовых балках, и она подавала в здание тепло по-прежнему, пока здание двигалось. Либо иногда присоединяли здание временно на гибких связях к котельной соседнего дома.

О том, как шпальные клети облегчали работу "передвижников" По мере подъема под стены здания подкладывались шпальные клетки: клети, крест-накрест, сделанные из шпал. Зачем это было сделано? Потому что на месте, куда дом передвигали, уровень земли мог быть выше. Передвигать дом по наклонной очень тяжело, ибо считали, что проще сначала поднять и потом передвинуть, нежели передвигать его "в горку".

О выгоде передвижки в сравнении с постройкой нового дома В сталинские годы не особо считались с деньгами, но порой расстреливали за растраты. Передвижка дома, конечно, очень различалась от здания к зданию, но в среднем, по расчетам Генделя, составляла 40% от стоимости постройки здания. Учтите, что разборка дома – это тоже примерно 40% от стоимости здания. Вот вместо того, чтобы платить 140% (100% за постройку нового дома и 40% за слом предыдущего), конечно, лучше потратить просто 40% за передвижку.

О том скорости передвижек Передвижка занимала несколько дней на ранних этапах и до нескольких уже часов на поздних этапах. Передвижка дома на Садовнической заняла три дня. На 58 метров было подвинуто левое крыло, на 33 метра – правое.

О том, сколько рядов рельсов потребовалось Саввинскому подворью В кирпичной стене пробивались отбойными молотками отверстия – своеобразные окошки. В самом подвальном этаже засыпали щебенку, иногда ее для большей жесткости поливали еще цементно-песчаным раствором. Получался почти бетон. После этой подготовки укладывали шпалы и рельсы.

В отличие от железнодорожных или трамвайных рельсов их клали не в два ряда, а могло быть больше. А на самом тяжелом передвинутом здании в Москве, на Саввинском подворье, каждый путь мог состоять из девяти рельсов, то есть устраивали практически сплошной настил из рельсов.

О том, где у Болотной площади найти передвинутый дом Еще одно здание, передвинутое в 1937-м году, тоже до сих пор сохранилось. Оно находится на улице Серафимовича. Это странная улица, на которой всего два дома – Дом на набережной и этот. Он был построен в 1929 году, конструктивистский жилой дом для рабочих. Его надо было переносить, потому что Каменный мост своей новой эстакадой залезал бы на него. Это здание было не просто подвинуто на 50 метров, но предварительно оно было поднято почти на два метра, 1,9 метра.

О том, как обитатели Саввинского подворья спасли свой терем На дворе 1938 год, расширяют Тверскую улицу. Сейчас во дворе за домом №6 на Тверской находится удивительный теремок в русском стиле 1907 года постройки, архитектор – Иван Кузнецов. Это здание подворья Саввино-Сторожевского монастыря в Москве. Это был доходный дом.

Здесь располагалась одна из первых кинематографических студий – студия Ханжонкова. И это здание когда-то выходило своим фасадом на Тверскую улицу, но оно должно было быть снесено согласно плану реконструкции Тверской. Жители написали письмо в Моссовет с просьбой не сносить их дом, а передвинуть в другое место. Их просьбу удовлетворили.

О том, почему никто не замечал передвижки Мэрии Москвы Следующая интересная передвижка относится к 1939 году. Это здание, я думаю, вам прекрасно известно, хотя немножко не в таком виде – это здание Мэрии Москвы, в те годы Моссовета. В данном случае мы имеем дело с передвижкой одного из самых старых зданий в истории. Оно было построено Матвеем Казаковым, известным московским зодчим.

Чтобы отодвинуть это здание, арки просто-напросто сломали. Все земляные работы были проведены подземным способом. Снаружи все выглядело так, как будто ничего не происходит, в течение нескольких месяцев все работы велись под землей. Моссовет спокойно функционировал.

Еще вокруг здания были устроены траншеи со двора. Траншеи были накрыты настилом. Это был деревянный настил по железному каркасу, по этому настилу продолжали ходить люди, ездить машины.

О том, как здание Моссовета стало рекордсменом Если Саввинское подворье – рекордсмен по весу, здание Моссовета – рекордсмен по скорости. Оно было передвинуто на 13,5 метра примерно за 41 минуту. То есть в данном случае скорость составляла порядка 20 метров в час. Это мировой рекорд.

О том, как "Известия" потеснили типографию Сытина Несколько передвижек случилось в более поздние советские времена. 1979 год: передвигают замечательное здание типографии Сытина 1911 года постройки архитектора Адольфа Эрихсона. Я думаю, многие из вас его прекрасно помнят – оно находятся прямо на Пушкинской площади, на выходе со станций "Тверская" и "Пушкинская", правда, в леса одето. Тут до недавнего времени были рестораны. А почему его передвигают? Потому что построили вторую очередь типографии газеты "Известия", которая выходит своим фасадом на Тверскую. И чтобы это здание не заслоняло собой фасад, его решено было передвинуть.

О том, как здание МХАТа перетягивали туда-сюда Самая последняя советская передвижка – это 1983 год. Не совсем передвижка, скорее – раздвижка. Это МХАТ в Камергерском переулке. Здесь известное панно "Волна". В 1980-е годы сцена стала для театра маловата, ее решили увеличить на 12 метров, удлинить. Как это сделали?

Разрезали здание на две части, но только уже не рабочие несчастные тянули этот трос, а все-таки установили два мотора, которые поочередно включались и перетягивали его. Таким образом двумя тросами две стены коробки были распилены. А дальше еще интереснее. Чтобы встроить эти 12 метров, надо увеличить проем на большее расстояние, потому что необходимо технику подвести. Поэтому отодвинули на 24 метра назад, построили 12-метровое дополнительное здание и придвинули на 12 метров обратно.

О том, что двигали кроме домов Двигали у нас Андреевский мост и Краснолужский, которые стали сейчас пешеходными, но это не первые передвижки мостов в Москве. Первая передвижка моста случилась в 30-е годы, в эпоху массовой программы реконструкции мостов.

Крымский мост отодвинули в сторону и новый построили на его месте. В русле реки были построены три эстакады длиной 50 метров, вдоль русла по течению реки. На эстакадах были устроены рельсы. У моста внизу рандбалку делать не надо, мост и так у нас железный внизу, цельный. Просто под мостом сделали ходовые балки – такие же, как под домами делали.

В данном случае мост приподняли на домкратах, ввели туда ходовые балки. Это логично, потому что там как было: делали окошки в стене, а здесь нигде окошки не сделаешь. Поэтому мост приподняли, ввели балки и опустили на его на них – он покатился по каткам. Специфика была в том, что катился он не по твердой земле, а по трем деревянным эстакадам, которые стояли в русле реки.