Гулять по Кремлевской и Лужнецкой набережным стало комфортнее после благоустровства. О том, какие изменения претерпели набережные, и как связаны между собой Тайницкая башня, Верещагин и кусты боярышника – в материале m24.ru.
Фото: mos.ru
Страничка истории Кремлевской набережной
Прославленная Кремлевская набережная "подпирает" сердце столицы – Московский Кремль. Она протянулась от Большого Москворецкого моста до Большого Каменного. Длина ее невелика – всего 852 метра. Зато какой потрясающий вид открывается с набережной на Москву-реку и Кремль. По ней москвичи и гости столицы ежедневно прогуливаются вдоль семи башен южной стены Кремля
- Беклемишевская башня;
- Петровская башня;
- Вторая Безымянная башня;
- Первая Безымянная башня;
- Тайницкая башня;
- Благовещенская башня;
- Водовзводная башня.
Фото: mos.ru
Еще в XII–XIV веках под стенами Кремля в неглубокой части Москвы-реки находился брод. Около него пересекались две дороги, одна из которых, идущая вдоль реки, превратилась в современную Кремлевскую набережную. В XIV веке стена деревянного Кремля прошла вдоль самой реки, а на месте брода построили бревенчатый мост. К концу XV века с возведением кирпичных стен и башен Кремля, расположенных еще ближе к реке, дорогу застроили, а мост перенесли вниз по течению, напротив современной Красной площади.
В конце XV века берега реки очистили от застройки, а в 1687–1693 годах здесь возвели Большой Каменный мост. Для отражения несостоявшегося шведского нашествия в 1707–1708 годах на берегу реки построили земляные валы и бастионы. Однако с переводом в 1713 году столицы в Петербург, набережная превратилась в место свалки мусора, которая оставалась там до 1795 года.
Набережную несколько раз реконструировали. В 1770 годах обшили бревнами по проекту архитектора Василия Баженова. Но после наводнения 1786 года было решено укрепить берега реки и облицовывать их камнем. В 1790-е набережную вновь очистили от строений и построек. По проекту знаменитого архитектора Матвея Казакова, который в царствование Екатерины II перестраивал центр Москвы, на Кремлевской набережной организовали сквозной проезд и укрепили берег камнями.
Фото: mos.ru
При сносе в 1819 году бастионов XVIII века землю использовали на подсыпку набережной, на которой посадили два ряда деревьев. В конце XIX века здесь прошла конка, которую в начале XX века сменил трамвай Бульварного кольца "Аннушка".
Став первой в Москве каменной набережной, она превратилась в популярное место для народных гуляний и праздников. Современный вид улица приобрела в 1936 году. Именно тогда стену набережной облицевали гранитом, а рядом высадили много деревьев.
Преображение у кремлевских стен
Фото: mos.ru
В 2016 году Кремлевская набережная подверглась очередной реконструкции. Рабочим удалось воссоздать комфортную пешеходную зону, которой славилась Кремлевская набережная во времена, когда прогулки на свежем воздухе ценились больше, нежели просиживание штанов перед телевизором.
Увеличили до 2,5 метра среднюю ширину тротуаров. Теперь здесь пройти почти 2300 москвичей и туристов в час. На набережной появилось новое удобное мощение. Тротуары выложили крупными плитами светлого гранита. Рисунок мощения воспроизвели по картине Петра Верещагина "Вид на Кремль", 1879 года.
Фото: mos.ru
На пешеходных переходах сделали удобные пандусы для комфортного передвижения пешеходов с колясками и маломобильных граждан. Появилась современная уличная мебель и новые урны. Для туристов и гостей столицы установили три навигационные стелы.
У Москворецкой башни появился дополнительный пешеходный переход со светофором. Теперь на набережную гораздо безопаснее попасть с Васильевского спуска и от собора Василия Блаженного.
На улице в парковой зоне установили исторические фонари с энергоэффективными светодиодными лампами. Их облик воссоздали по чертежам музея "Огни Москвы". Новые фонари будут затрачивать в восемь раз меньше энергии благодаря энергоэффективным LED-лампам.
2016 год стал для центра Москвы поистине годом чистого неба. Все висящие провода на набережной убрали в подземные кабельные каналы. Длина проведенных кабельных линий составила 2,4 километра.
Наверное, каждый москвич был свидетелем масштабного ремонта дорог в столице этим летом. Не стала исключением и Кремлевская набережная. Здесь заменили асфальт на пяти полосах общей площадью 12871 квадратный метр. Но на этом работы не закончились. В октябре вдоль набережной высадят три красных дуба и 52 куста боярышника.
Страничка истории Лужнецкой набережной
Фото: m24.ru/Михаил Сипко
Свое нынешнее название набережная получила в начале XX века по местному селу Лужниково. Прежде эти участки именовались Новодевичьей и Воробьевской набережными.
Изначально набережная доходила до места, где сейчас находится центральный причал стадиона. Там была переправа через Москву-реку на Воробьевы горы. В 1926 году разлившаяся Москва-река затопила набережную. Спустя 30 лет набережную на всем протяжении облицовали гранитом и благоустроили. Знаменитый двухъярусный Лужнецкий метромост со станцией метро "Воробьевы горы" появился над ней в 1958 году.
В наши дни улица примечательна тем, что все дома на ней четные: 2/4, 6, 8, 10а и 10б.
"Лужники"
Официально олимпийский комплекс "Лужники" прописан по адресу: улица Лужники, 24. В тоже время многие картографические сервисы до сих пор продолжают относить "Лужники" к Лужнецкой набережной.Комплекс открыли в 1956 году и с тех пор он стал главной спортивной площадкой Москвы, а также зоной отдыха и развлечений для тысяч москвичей и гостей столицы. Большая Спортивная Арена – знаменитый стадион – сейчас закрыт на реконструкцию к чемпионату мира по футболу 2018 года.
За свою историю "Лужники" стали хозяевами множества крупнейших соревнований и потрясающих концертов: Олимпиада-80, футбольные противостояния чемпионата России и лиги Европы УЕФА, финал Лиги Чемпионов 2008, Кубок мира по регби-7, Чемпионат мира по легкой атлетике. Здесь выступали Rolling Stones, Michel Jackson, U2, Red Hot Chilli Peperы, ДДТ, Земфира, Сплин и многие другие.
Ежедневно от пяти до десяти тысяч человек занимаются здесь спортом в секциях или на открытом воздухе.
Кстати, здание Олимпийского комитета России также находится на Лужнецкой набережной – в доме 8.
Какой стала Лужнецкая набережная
Фото: m24.ru/Михаил Сипко
15 сентября Сергей Собянин открыл Лужнецкую набережную, на которой завершились комплексные работы по реконструкции и благоустройству. Автомобильное движение на ней практически отсутствует, так как въезд на территорию Олимпийского комплекса "Лужники" ограничен. Тем не менее до 2016 года приоритет здесь отдавали автотранспорту.
Основной идеей благоустройства Лужнецкой набережной стало перераспределение ее пространства в пользу пешеходов. Ширину проезжей части сократили с четырех до двух полос, а на освободившемся пространстве организовали зону для прогулок, занятий бегом, велоспортом и катания на роликах.
Фото: m24.ru/Михаил Сипко
Длина профессиональной беговой дорожки, покрытой специальным прорезиненным покрытием, составила три километра. Пешеходная часть набережной, которая располагается ближе к воде, замощена крупноразмерной плиткой. На дорожках для велосипеда и роликов уложен асфальт. Вдоль набережной в тени деревьев установлены шесть воркаут-площадок с комплексами уличных тренажеров.
Появилось на Лужнецкой набережной и новое общественное пространство у воды. Вместо гранитного спуска к реке устроена деревянная лестница из специально обработанной лиственницы. На ступенях можно заниматься спортом, загорать, читать, встречаться с друзьями и просто любоваться на Москву-реку.
На набережной установили новые лавочки, урны, велопарковки, фонари, а также стенды навигации. Осенью на площадке разобьют цветники и высадят деревья.
Фотогалерея