Кто и как должен говорить с детьми о сексе, о чем и в каком возрасте им рассказывать - над этими и другими похожими вопросами бьется не первое поколение родителей. Нужны ли специальные пособия и учебники на эту тему и как их оценивают в обществе, размышляет журналист и мама троих детей Анна Кудрявская-Панина.
Фото: depositphotos/zurijeta
"Растление детей в чистом виде" или "прекрасная книга"? Уже месяц в рунете ведутся баталии, поводом для которых стал сбор денег журналисткой Татьяной Никоновой на издание в соавторстве с врачами - психотерапевтом и гинекологом - и юристом "секспросвет"-учебника для подростков.
Как ни силюсь, не могу вспомнить, когда и как знания о сексе и всем, что с ним связано, вошли в мою жизнь, когда и от кого я узнала, как предохраняться от венерических болезней и нежелательной беременности, например. Интернета во времена моих детства и юности еще не было, впрочем, как и секса в Советском Союзе. На уроках "Этика и психология семейной жизни" нам говорили о чем угодно, только не о том, что действительно интересовало старшеклассников. Кажется, было что-то про контрацепцию, но не уверена. Зато помню, что не стеснялась говорить об этом с мамой и задавать вопросы и получала грамотные и удовлетворяющие меня ответы.
Сейчас в интернете можно найти все, а иногда, к сожалению, даже больше, чем интересует. И обратная сторона гиперинформированности в том, что мы, поглощая терабайты данных с чужими знаниями, представлениями, утверждениями, советами, наставлениями, объяснениями, никогда не можем быть уверены в правоте всего этого. И если взрослый человек (и то далеко не любой и не всегда), у которого есть собственный опыт, способен критически проанализировать прочитанное/увиденное/услышанное и сделать вывод, что брать на веру, а что не стоит, то дети гораздо чаще принимают новую информацию как данность.
Именно поэтому я, как, наверное, и многие родители, считаю, что сексуальное воспитание и просвещение должно в первую и главную очередь быть делом семейным. Но это в идеале, который, как я понимаю, недостижим.
Во-первых, далеко не каждый взрослый вообще считает уместным говорить с детьми на темы секса. Потому что не знает, что сказать и... стесняется. Так эта тема становится наглухо затабуированной. Сначала для родителей, а затем и для их детей.
Но проблема не только в том, что кто-то не может/не хочет/не считает нужным общаться с детьми на интимные темы, не всякий ребенок, а тем более подросток, захочет говорить об этом с мамой или папой. А если и станет, то не факт, что беседа окажется полезной. И дело даже не в том, что не во всех семьях между двумя поколениями складываются теплые доверительные отношения, а в индивидуальности конкретного ребенка, в степени его стеснительности и открытости, в его психологическом статусе.
Моя подруга одна растила сына, очень интровертного и застенчивого мальчика, она пыталась несколько раз завести разговор на важную тему, но в итоге ничего не вышло. "Наверное, отцу было бы легче, –
жаловалась она, – но где тот отец?.." Заурядная ведь ситуация, таких семей сотни тысяч.
Фото: depositphotos/Levranii
Но разговоры непосредственно о сексе – это уже высшая математика. А родители иной раз не знают куда более простых вещей. На днях одна мама спросила в соответствующем сообществе, как другие называют половые органы детей и учат говорить об этом самих малышей. Например, "пойдем помоем" что? И оказалось, что даже с этим, казалось бы, простым вопросом не все просто. А действительно, как? Пенис и вульва? Вроде бы правильно, но многие считают, что это как-то уж слишком анатомично. Кто-то не видит ничего плохого в привычной "письке", простите. А кто-то задается вопросом, зачем эти органы вообще как-то именовать? "Ну да, – возражают им другие, – а потом вырастают девочки, которые называют ЭТО "передняя попа". И это не шутка, а реальный пример!"
Когда мои старшие дети были маленькими, я, конечно, как и многие родители, задумывалась, как отвечать на их вопросы на самую интимную тему: от почему мальчики писают стоя до откуда берутся дети. Отвечать так, чтобы и удовлетворить их любопытство, и не соврать, и не шокировать и не травмировать избыточной информацией, как в анекдоте про "волны бьются о борт корабля". Мне кажется, я тогда придумала отличный лайфхак. Чтобы понять, к какой степени откровенности и физиологичности ответа ребенок готов, я на любой его вопрос отвечала своим вопросом: "А как ты думаешь?" И пока ребенок рисовал мне свою картину мира, я, исходя из его ответа, уже понимала, что и как можно рассказать, а какие детали пока можно опустить.
С подростком так уже не получится. Ему нужны исчерпывающие ответы и руководства. Получается, что учебник нужен. Ну или не учебник, пособие, книга, как ни назови. Но каким он должен быть и кем написан? Что в нем будет стоять во главе угла? Что и какими словами он должен называть и какие ценности постулировать? Вот, собственно, в ответах на эти вопросы, которые у каждого родителя будут своими, и кроется причина интернет-битв по поводу учебника Никоновой. Что же так возмутило критиков? На самом деле подобных книг для детей и подростков, в основном переводных, в России издано уже немало, почему же именно эта вызвала такой шквал негодования?
Кому-то, конечно, глубоко противен сам факт появления такой книги. Сфера настолько табуирована, что люди даже не могут представить себе, что об этом можно писать, да еще и не роман для взрослых, а учебное пособие. Но есть и конкретные раздражители, которые побуждают людей бросаться на "защиту нравственности" подрастающего поколения.
Книги, посвященные половому воспитанию, на полке книжного магазина. Фото: ТАСС/Артем Геодакян
На поверхности как минимум четыре причины. Первая – фигура автора. О-о-о, это же просто красная тряпка для быка: журналистка, феминистка, секс-блогер. Даже одного определения было бы достаточно, чтоб разъярить обывателя, а уж три в одном... Но среди тех, кто против, есть не только те, кому от слов "феминизм" и "секс-блог" делается дурно, а вполне прогрессивные родители, которые читали и хорошо знакомы с текстами и мыслями автора будущего учебника. И вправе иметь свое мнение на этот счет. Вот одно из них: "Меня автор идеи смущает. Человек с кучей тараканов в голове, начавший такой проект, может своих тараканов в другие головы заселить. Самое интересное, у меня в ленте эту книгу пиарят как раз люди с такой же кучей тараканов. И вот от этого всего я бы свою дочь хотела держать подальше. Ибо у нее тараканы на данный момент как раз отсутствуют, а есть вполне разумное отношение к теме".
Еще один момент: несколько провокационное название учебника "Наука секса для подростков". В сознании все того же обывателя (поверьте, я не вкладываю в это определение никакой негативной оценки) "наука секса" = "Камасутра". А еще и основные блоки учебника: "удовольствие, согласие, безопасность". Наука секса?! Удовольствие?! Растление и разврат! Вот забрало и падает. И рыцари ордена ханжей и пуритан пускаются в крестовый интернет-поход.
Казалось бы, ну ладно, простые смертные. Но медики должны быть обеими руками за, особенно у нас, в стране, где ВИЧ-инфекция распространяется чуть ли не самыми стремительными в мире темпами среди стран, считающих себя развитыми. А вот дудки. На одном из специализированных медицинских ресурсов, где общаются врачи, под новостью об учебнике Никоновой эскулапы в большинстве своем оставляли такие комментарии, что изданию, которое их приводило на своих страницах, пришлось искать немало цензурных синонимов и вымарывать обсценную лексику из слов медиков: "Вот что бывает, когда государство отстраняется от своих прямых обязанностей, а именно – образование и контроль. И вот всякая шелупонь начинает ваять книги и заниматься половым просвещением, по поводу которого у нее у самой в голове *** (нецензурно). Интересно, она хоть один закон нарушает? Начиная со сбора денег и до производства и распространения литературы эротического содержания (если не порнографического)?", "Растление детей в чистом виде. Эти *** (нецензурно) будут передавать свой секс-опыт нашим детям, начиная с горшочного возраста".
Удивительно, но факт, защитники и противники часто приводят одни и те же аргументы. Например, учебник нужен, потому что в стране невероятно высок уровень ВИЧ-инфекции, он поможет объяснить, как передается вирус, научить, как предохраняться и предотвратить распространение болезни; нет, не нужен, потому что в стране невероятно высок уровень ВИЧ-инфекции, а благодаря учебнику число беспорядочных связей только увеличится.
Среди защитников учебника взрослые с хорошей памятью, которые отлично помнят, каким было их сексуальное просвещение. Чаще всего никаким: "Очень веселят комментарии в духе "зачем на эту тему целая книга, зачем вообще все это нужно, какая от этого польза". Мне в свое время совершенно не с кем было поговорить о сексе, так как воспитывала меня бабушка советской закалки. Поэтому я, будучи книжным червем, читала все, что могла найти по этому вопросу. Не потому, что росла испорченным ребенком, а потому что беспокоилась о своем здоровье и будущем, да и просто из исследовательского интереса. (...) качественной информации на такую, для многих щекотливую, тему мало не бывает!"
Фото: ТАСС/fotoimedia/Владимир Смирнов
Многие согласны с идей по сути, но сомневаются в эффективности формы: "Будут ли читать учебник те, для кого он написан?", "Учебник для подростков – прошлый век. С подростком надо говорить на языке его коммуникаций и говорить должен его кумир. Тогда это будет работать".
Деньги на учебник собрали, кстати, в рекордно короткие сроки. И я знаю тех родителей, которые, даже не будучи уверенными, что целевая аудитория станет читать его, поддержала проект финансово.
То, что думают и считают родители, безусловно, важно, но гораздо важнее мнение тех, для кого этот учебник пишется, конечно, если не относиться к ним снисходительно с позиции "да что они понимают". Я спросила дочь, которой еще нет и двадцати, как недавнюю целевую аудиторию такого учебника, что она думает, нужен ли он? Я не успела закончить вопрос, как она перебила меня и ответила: "Да, нужен, потому что не в каждой семье..." Дальше, думаю, ее мысль продолжать не нужно.
И она не одна так считает: "Борцы за благоразумие, скажите мне, пожалуйста, если у нас сейчас без сексуального образования все так прекрасно, откуда тогда такая ужасная статистика по подростковой беременности в России?", "Мне 17, и я могу с уверенностью сказать, что именно такого материала недостает мне и моим сверстникам, потому как от табуированности темы, недостатка информации и противоречивости этой самой информации возникает страх, недоверие, неуверенность, предрассудки и очень большое количество совершенно диких случаев", "Как подросток, могу сказать, что эта книга нужна и важна. Я знаю девушку, у которой при первом сексе не появилось крови, и парень из-за этого ее бросил, так как она якобы не была девственницей. А встречались они, на минутку, три года. Круто, да? Таких не очень радостных историй миллиард, и только потому, что люди понятия не имеют о том, как работает их собственное тело", "Мне уже скоро 21, а я и то с нетерпением жду книги, потому что мне в свое время никто ничего не объяснял, а моим учителем был интернет (а там далеко не все правда). (...) Уменьшит рождаемость и растлит детей? Что? В каком мире вы живете? Ваши дети трахаются (пардон май френч) как кролики, а вы об этом даже не знаете, живя в своих фантазиях. Современные подростки будут либо заниматься сексом, предохраняясь пакетом (в интернете нашли или подсказали такие же незнающие друзья), либо прочтут книгу и будут вести здоровую половую жизнь, другого не дано".