21 октября 2010 года Сергей Собянин стал мэром Москвы. О переменах в столице, которых не ждали и на которые не надеялись, читайте на портале Москва 24.
Тротуары вместо обочин
Фото: портал Москва 24/Никита Симонов
В 2015 году, возможно впервые после изобретения автомобиля, Москва обратила внимание на пешеходов. Частные машины начали появляться в России еще в конце XIX века – на паровом, естественно, ходу. Вскоре вошел в моду двигатель внутреннего сгорания. И уже в июне 1899 года машин было достаточно, чтобы провести первую гонку на трассе Москва − Санкт-Петербург.
Нынешнее количество автомобилей на улицах столицы бессмысленно сравнивать не только с тем, что было 100 лет, но даже 50 лет назад. Тем не менее с точки зрения инфраструктуры Москва уже в начале ХХ века была городом, ориентированным не на пешеходов. Достаточно посмотреть кинохронику или художественные фильмы (например, "Дом на Трубной") 1920-х годов. Большинство улиц – это мощенные булыжником дороги и обочины по краям с утоптанной грязью.
Фото: портал Москва 24/Александр Авилов
Ситуация изменилась в 1930-е, когда генеральным планом реконструкции города был упорядочен вид тротуаров. Но главным ориентиром создателей генплана был точно не пешеход – он просто терялся на фоне широких проспектов и исполинских зданий.
Советские СНиПы (строительные нормы и правила) устанавливали ширину 3 м для тротуаров на улицах районного значения и до 4,5 м – на улицах общегородского значения (согласно СНиП II-К.3-62, вступившему в силу в июле 1963 года). Эти значения сохранились и в действующем ныне ГОСТе. Проблема только в том, что формальное значение не соответсвует реальным запросам, оно элементарно некомфортно.
Только с началом реконструкции городских улиц по программе "Моя улица" ширина тротуаров в центре значительно увеличилась. В среднем на Садовом кольце она составила 12,5 м. А в некоторых местах, таких как Новинский бульвар, увеличилась c 4,7−8,7 до 19,9−22,5 м.
Фото: Портал мэра и правительства Москвы
Хорды вместо колец
Фото: портал Москва 24/Михаил Сипко
В урбанистике есть теория, согласно которой отдельно взятый тоннель, развязка или шоссе не могут снизить общую загруженность дорог. Ситуация улучшается, когда увеличивается количество квадратных метров дорожного полотна из расчета на одну машину.
С 2011 по 2017 год протяженность улично-дорожной сети столицы увеличилась на 12,5%. По итогам семи лет будет проложено 659,6 км дорог (к 2021 году эта цифра должна быть доведена до 1024,3 км). Возведено 189 эстакад, мостов и тоннелей – таким образом, искусственных сооружений в дорожной системе стало на четверть больше. А до конца 2021 года их будет построено 299.
Описанные меры привели к тому, что с 2010 по 2016 год средняя загрузка дорог в Москве снизилась на 23%, а количество ДТП сократилось на 46% − с 609 в 2010 году против 329 в 2016-м.
Фото: портал Москва 24/Михаил Сипко
Но дороги (и весьма активно) строили в столице и раньше. Что важнее, в последние годы меняется фундаментальная система организации дорожного движения. Город уходит от радиально-кольцевой системы планирования улиц, вероятно самой сложной из существующих в градостроительстве.
В 2018–2020 годах в Москве должен завершиться основной объем работ по строительству Северо-Западной и Северо-Восточной хорд, а также Южной рокады. Хорды – это бессветофорные магистрали общей протяженностью 200 км. Длина рокады – 40 км. Они свяжут городские районы напрямую, тем самым разгрузят от автомобилей не только центр города, но и Третье транспортное кольцо, и МКАД.
1. От Дмитровского шоссе до Большой Академической улицы. Участок сдан в 2015 году.
2. От Большой Академической улицы до Ленинградского проспекта. Участок сдан в 2015 году.
3. От Ленинградского проспекта до проспекта Маршала Жукова. Строительство завершили в первом квартале 2017 года.
4. От проспекта Маршала Жукова до Рублевского шоссе. Полностью участок будет сдан в 2018 году.
5. От Рублевского шоссе до Можайского шоссе. Первый-второй квартал 2018 года.
6. От Можайского шоссе до Рябиновой улицы. Строительство завершили в 2016 году.
7. От Рябиновой улицы до улицы Генерала Дорохова. Трасса будет построена до конца 2017 года.
8. От развязки Аминьевского шоссе с улицей Генерала Дорохова до МКАД – трасса будет построена до конца 2017 года.
Северо-Западная хорда соединит ЗАО, СЗАО, САО и СВАО. После окончания всех работ трасса пройдет через Можайское, Рублевское, Звенигородское, Волоколамское, Ленинградское и Дмитровское шоссе.
В свою очередь Северо-Восточная хорда, проходящая по территории САО, СВАО, ВАО и ЮВАО, пересечет Дмитровское, Щелковское, Измайловское, шоссе Энтузиастов и вольется во МКАД на 8-м километре Кольцевой автодороги.
Понизу пройдет Южная рокада – дорога, обеспечивающая диагональную связь между западной, южной и юго-восточной частями города. Начинаясь и заканчиваясь на МКАД, она соединит Кутузовский проспект, Мичуринский проспект, проспект Вернадского, Ленинский проспект, Профсоюзную улицу, Варшавское шоссе, Пролетарский проспект, Каширское шоссе и Люблинскую улицу.
Частично трассы уже готовы. В 2018 году откроется скоростной проезд между Дмитровкой и МКАД по Северо-Западной хорде. Самый сложный участок дороги (он же самый сложный дорожный объект Москвы) открыли еще в 2015 году – это Алабяно-Балтийский тоннель, проходящий под Замоскворецкой линией метро. Его строительство затянулось на девять лет. Дорога пролегла на глубине 22 м.
Фото: портал Москва 24/Михаил Сипко
Северо-Западная хорда обойдется городу минимум в 80−90 млрд рублей. Такую сумму без учета некоторых участков называл замглавы депстроя Петр Аксенов.
Гораздо больше – 195 млрд рублей – планируется потратить на Северо-Восточную хорду. При этом пока не определены даты окончательного строительства некоторых участков, в том числе самого дорогого – от Ярославского до Дмитровского шоссе, ориентировочная стоимость которого составит 45 млрд рублей.
1. От шоссе Энтузиастов до МКАД (от Четвертого транспортного до района Вешняки). Окончание строительства − в 2018 году. Планируется потратить 22 млрд рублей.
2. От шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе. Построят в конце 2017 года. Ориентировочная стоимость – 68,21 млрд рублей.
3. От Измайловского шоссе до Щелковского шоссе. Построят в 2017 году. Бюджет проекта – 13,89 млрд рублей.
4. От Щелковского до Открытого шоссе. Завершат строительство в следующем году. Заложено 11,19 млрд рублей.
5. От Открытого до Ярославского шоссе. Дата завершения строительства не известна. Запланировано 10 млрд рублей.
6. От Ярославского шоссе до Дмитровского. Дата начала и завершения строительства не определена. Ориентировочно участок будет стоить 45 млрд рублей.
7. От улицы Фестивальной до Дмитровского шоссе. Откроют движение в конце 2018 года. На строительство необходимо 24,11 млрд рублей.
8. От Фестивальной улицы до Бусиновской развязки. Участок построен в 2015 году.
Южная рокада строится в два этапа. И первый, в рамках которого реконструирован участок от Рублевского шоссе до Балаклавского проспекта, уже завершен. 10 сентября было открыто движение по новой эстакаде прямого хода на Варшавском шоссе.
Сейчас строится второй участок от Балаклавского до Пролетарского проспекта.
По оценкам экспертов, после того, как движение по хордам откроется, дороги в Москве станут свободнее на треть.
Подмосковное метро
Фото: портал Москва 24/Александр Авилов
Довести московское метро до Подмосковья – 21 год назад была такая первоапрельская шутка.
По легенде, утром 1 апреля 1996 года на картах метро в вагонах поездов на Серпуховско-Тимирязевской ветке стали появляться наклейки, обозначавшие строящуюся станцию "Физтех". К середине дня выдуманная станция оказалась на большинстве схем в вагонах. Достоверности розыгрышу добавляло то, что наклейка была отпечатана в типографии. Это сделали студенты Московского физико-технического института, того самого Физтеха, расположенного в подмосковном городе Долгопрудный. По институту они тогда расклеили объявления с призывом: "Физтехи! Настала пора и нам обзавестись своей станцией метро".
Признались шутники в розыгрыше вечером на студенческом концерте. Однако жители северных районов поверили в новую станцию и оборвали телефоны метрополитена. Но руководство метро посчитало бессмысленным строить подземку в лесу.
В 2021 году в поселке Северный, который находится рядом с Долгопрудным, построят станцию метро "Физтех". По прогнозам, к 2025 году в поселке будут жить 78,5 тысяч человек. Станция продолжит Люблинско-Дмитровскую линию и станет очередной остановкой московского метро, оказавшейся за МКАД.
Фото ИТАР-ТАСС/ Юрий Машков
Первой за пределы Кольцевой автодороги вышла Серпуховско-Тимирязевская линия. Станция "Бульвар Дмитрия Донского" открылась в 2002 году. Она была построена вне МКАД, но на территории Москвы. В конце 2009 года появилась станция "Мякинино" Арбатско-Покровской ветки. Она расположена в Красногорске, рядом с выставочным центром "Крокус Экспо".
В последние годы темпы строительства метрополитена значительно увеличились. Если за 20 лет (с марта 1991 года по июнь 2010 года) в городе появилось 40 новых станций, то с ноября 2011-го по март 2017-го – меньше, чем за шесть лет: ввели в эксплуатацию 33 станции. Это не считая 31 станции Московского центрального кольца – 14-й линии метро. И Москва все плотнее связывается транспортными узлами с Подмосковьем.
Фото: Портал Москва 24/Александр Авилов
Так, в 2015 году заработала станция "Котельники" Таганско-Краснопресненской линии. Она расположена в городе Котельники Московской области и имеет дополнительные выходы в московский район Выхино-Жулебино и микрорайон Городок Б города Люберцы Московской области. Таким образом, это единственная на Московском метрополитене станция с выходами в трех городах.
В 2019 году должно начаться строительства метро в подмосковных Мытищах. Туда протянут Калужско-Рижскую линию. В интервью порталу Москва 24 глава департамента строительства Андрей Бочкарев рассказывал, что над этим вопросом правительство Москвы работает с 2011 года.
Но это дальняя перспектива. А уже в ближайшее время появится масса новых станций подземки. В 2018 году на карте Москвы пройдет новая ветка – Кожуховская – протяженностью 18,6 км. На ней разместится девять станций: "Авиамоторная", "Нижегородская улица", "Стахановская", "Окская улица", "Юго-Восточная", "Косино", "Улица Дмитриевского", "Лухмановская" и "Некрасовка".
200-я станция метро – "Саларьево". Фото: портал Москва 24/Михаил Сипко
На 12 км продлится Сокольническая линия от станции "Саларьево". Метро придет в поселок Коммунарка в Новой Москве. Между "Саларьево" и конечной станцией "Столбово" будут расположены три станции: "Филатов луг", "Прокшино", "Ольховская".
Идет строительство Третьего пересадочного контура − проекта, который заслуживает отдельного внимания.
Третий пересадочный контур
Фото: портал Москва 24/Игорь Иванко
Третий пересадочный контур метро – мечта жителей удаленных от Кольцевой линии районов. Обсуждение проекта шло со второй половины 2000-х годов. О нем говорили как о дорогом, необходимом, но чересчур сложном. А в конце октября 2011 года “Метрогипротранс” представил план по объединению существовавших проектов в один. И 8 сентября 2017 года мэр Москвы провел технический пуск участка ТПК от станции “Деловой центр” до станции “Петровский парк”.
Строительство всего Третьего пересадочного контура завершится за три-четыре года. Он пройдет на расстоянии примерно 10 км от Кольцевой линии метро. Третьим он, кстати, назван потому, что первым пересадочным контуром Московского метрополитена условно считаются все станции с пересадками внутри Кольцевой линии, а вторым − сама Кольцевая линия.
Но у новой линии может вскоре появиться и новое название. В августе 2017 года москвичи предложили на "Активном гражданине" 47 тысяч названий для ТПК. Самым популярным вариантом стало "Большое кольцо", на втором месте – "Третье кольцо". Третье место заняла "Вторая Кольцевая линия".
Иллюстрация: stroi.mos.ru
Протяженность нового кольца составит 66,7 км, на нем будет 31 станция. Кольцевая ветка пересечется 17 раз с действующими радиальными линиями, с семью станциями радиальных направлений Московской железной дороги и двумя станциями Московского центрального кольца.
Северная часть нового контура (от станции "Нижегородская улица" до станции "Шелепиха") будет пролегать в пределах МЦК, а южная часть пройдет по районам, находящимся за станциями МЦК. Предполагается, что пассажиры благодаря новому кольцу смогут экономить в поездках от 20 до 30 минут.
Фото: портал Москва 24/Игорь Иванко
Первые пять станций нового кольца ("Деловой центр", "Шелепиха", "Хорошевская", "ЦСКА" и "Петровский парк") откроют для пассажиров в конце 2017 года (после технического пуска необходимо время на отладку). В 2018 году запланировано открытие станций "Рубцовская", "Лефортово", "Авиамоторная", "Нижняя Масловка", а также "Улица народного ополчения" и "Нижние Мневники" (на западе от станции "Хорошевская"). А еще через год поезда пойдут от "Нижней Масловки" до станции "Рубцовская" с остановками: "Шереметьевская", "Ржевская", "Стромынка", "Рубцовская".
Абсолютно новые парки
Фото: портал Москва 24/Никита Симонов
Благоустройство парков в Москве идет постоянно. Но реконструкцией парковых зон дело не ограничивается. За последние несколько лет число столичных парков увеличилось вдвое. В последние несколько лет в городе происходит бум паркового строительства.
Самый яркий пример − это, конечно, открытый 9 сентября 2017 года парк "Зарядье". На месте снесенной в 2006 году гостиницы "Россия" появились 13 га зелени со всей страны, концертный зал, рестораны и "парящий" над рекой мост.
Но это лишь верхушка айсберга. Всего за последние годы появилось 259 новых парков в шаговой доступности от жилых кварталов. И прямо сейчас строятся три знаковых парка, которые наравне с "Зарядьем" могут стать визитной карточкой столицы.
Фото: Портал мэра и правительства Москвы
В мае 2017 года началось создание парка "ЗИЛ" на месте бывшего Завода имени Лихачева. Там строится новый жилой район. А рядом на 10 га высадят 700 деревьев, 2 тысячи кустарников и устроят пруд, похожий на маленькую извилистую речку. Вдоль парка проложат пешеходные дорожки и веломаршруты.
Фото: портал Москва 24/Михаил Сипко
Детский парк развлечений "Остров мечты", который должен стать аналогом Диснейленда, возводится в Нагатинской пойме. "Остров" раскинется на площади около 100 га. В его центре под гигантским стеклянным куполом будет всесезонный крытый парк развлечений – крупнейший в Европе и Азии. Его площадь сопоставима с размерами 25 футбольных полей. Окружен он будет огромным ландшафтным парком и благоустроенной набережной с променадом и яхтенной школой для детей.
В этом году началось и строительство парка между Ходынским бульваром и бывшей взлетно-посадочной полосой Центрального аэродрома им. М. В. Фрунзе. На площади 24,7 га будут круговые качели на искусственных холмах, игровые площадки в форме самолетов и детские экскаваторы, с которыми дети будут играть в песочницах, − и руки останутся чистыми, и объемы песка совершенно другие можно перекопать.
Комфортная жизнь в промзонах
Фото: Портал мэра и правительства Москвы
Пока в Москве формируются особая экономическая зона и технопарки (уже работают 31, и их инфраструктура загружена на 81%), заброшенные заводы превращаются в новые районы. Впервые за всю современную историю Москвы вместо промзон, пребывающих в упадке, появляются парки, жилье и концертные залы.
Самый известный проект реновации промзоны – уже упомянутая застройка территории Завода имени Лихачева площадью около 400 га. Огромное предприятие было упразднено в 2013 году. На его месте появится новый городской район с большим парком, музеем "Эрмитаж Москва", концертным залом, театром и отелем. Территорию вокруг, в том числе набережную Москвы-реки, благоустроят и озеленят.
Фото: портал Москва 24/Михаил Сипко
Вместе с районом создают и транспортную инфраструктуру. В конце 2015 года открылась станция метро "Технопарк", а в сентябре 2016-го — станции МЦК “Автозаводская” и “ЗИЛ”. До конца 2018 года на территории промзоны проложат около 20 км новых автодорог, а в 2018-м начнут возводить автомобильный мост, который пройдет параллельно МЦК и свяжет Третье транспортное кольцо с Варшавским шоссе.
На месте другой известной московской промзоны – бывшего завода по производству железных деталей "Серп и молот” в районе Лефортово – строят городской квартал на 19 тысяч жителей. Его архитектурной доминантой станет Дом культуры и музыки в старом заводском здании. У этого здания большая история. Основанный в 1883 году завод был одним из старейших промышленных предприятий столицы.
И еще один имиджевый проект для города – строительство жилых домов и бомбоубежища на 3,3 тысячи человек в микрорайоне Востряково. Работы ведутся на площадке в 34,4 га на месте Домостроительного комбината № 3.
Фото: stroi.mos.ru
Востряково впервые появилось на картах города в начале 1950-х как небольшой рабочий поселок при комбинате. И только в 1960-е микрорайон вошел в состав Москвы, несмотря на то что находился за МКАД.
Теперь здесь построят 300 тысяч кв. м жилой недвижимости, детский сад на 350 мест, школу на 825 мест, а также бомбоубежище площадью более 50 тысяч кв. м. Уже в конце 2017 года в микрорайон придет метро – станция "Говорово" Калининско-Солнцевской ветки.
Промзона завода шампанских вин “Корнет” после ее реорганизации и реставрации. Фото: Портал мэра и правительства Москвы
Этими проектами список рекультивируемых промзон далеко не ограничивается. В промзоне "Октябрьское поле" (между улицами Живописная, Берзарина, Генерала Глаголева, Паршина) в этом году начнется строительство жилого комплекса с детским садом, гимназией и физкультурно-оздоровительным комплексом. Детский сад, школа, технопарк и 70 кв. м жилья к началу 2020 года появятся на территории промзоны "Осташковское шоссе", на северо-востоке. В промзоне "Калошино", что в Восточном административном округе, будут четыре высотки и учебные заведения; офисы и наземно-подземный паркинг – в "Грайвороново"; медцентр – в "Алтуфьево"; тир и языковая школа – в Хорошево-Мневниках. Все это, естественно, вместе с жильем. Также будут развиваться участки территорий промзон "Бескудниково", "Красный строитель", "Алексеевские улицы", "Медведково", "Кирпичные улицы", "Западный порт".
Cегодня промзоны представляют собой заброшенные депрессивные территории, которые выключены из городской жизни. После реорганизации они не только обеспечат десятки тысяч новых рабочих мест, но и станут центрами притяжения новых инвестиций, а значит, и существенной доходной статьей городского бюджета. И эти доходы позволят продолжать развивать город и делать жизнь в нем комфортнее.