Американские производители пшеницы уже не выдерживают конкуренции с российскими. Экспансия России на мировом продовольственном рынке стала одной из главных тем западных экономических СМИ.
Фото: depositphotos/mur162
Рекордный урожай пшеницы в России так сильно снизил мировые цены, что это выдавливает с рынка американских фермеров, сообщила ведущая американская деловая газета The Wall Street Journal (WSJ). Издание отмечает, что, по данным министерства сельского хозяйства США, в этом году американская пшеница будет составлять лишь 15% от общемирового экспорта, в то время как в середине 1970-х на долю американского зерна приходилось 50%.
По прогнозам ведомства в этом сезоне американские фермы произведут в два раза меньше пшеницы, чем российские, которые готовятся собрать рекордный урожай зерна за последние 100 лет: более 130 миллионов тонн. Это позволит России увеличить экспорт пшеницы до 44 миллионов тонн с 38 миллионов тонн, проданных на мировом рынке в 2016 году.
"В прошлом году Россия впервые за 10 лет обогнала США по объему экспорта пшеницы, а в этом году она обгонит Евросоюз, став крупнейшим в мире экспортером, – предупреждает министерство сельского хозяйства США. – Кроме того, Россия уже является ведущим экспортером ячменя и овса и быстро движется к лидерству по экспорту свинины".
"Мы не можем конкурировать с Россией"
Уборка урожая озимой пшеницы в Краснодарском крае. Фото: ТАСС/Виталий Тимкив
WSJ отмечает, что на фоне рекордного российского экспорта мировая цена на пшеницу в начале ноября снизилась на 25% по сравнению с июлем, когда Россия только начала собирать урожай.
Американская пшеничная ассоциация даже была вынуждена закрыть свое представительство в Египте, крупнейшем импортере пшеницы в мире. "Мы просто не можем конкурировать с Россией в ценовых вопросах на этих рынках", – цитирует издание представителя ассоциации Стива Мерцера.
В 2016 году Россия получила от экспорта сельскохозяйственной продукции 17 миллиардов долларов – больше, чем от экспорта вооружений. За первые семь месяцев текущего года экспорт сельскохозяйственной и продовольственной продукции составил 5,5% от общего объема российского экспорта. Это самая большая доля за последние 15 лет, подсчитали аналитики Bloomberg.
Агентство цитирует исследование специалистов Канзасского университета, которые отмечают, что "плодородная почва, государственная поддержка и близость к черноморским портам ведут к тому, что в России себестоимость пшеницы может быть в два раза меньше, чем у ее главных конкурентов, обеспечивающих поставки на ключевые импортные рынки Ближнего Востока, Азии и Африки". Вытеснив американскую пшеницу в Египте, российское зерно стремительно завоевывает рынки в таких странах, как Нигерия, Бангладеш и Индонезия.
Выгодный бизнес
Животноводство в Вологодской области. Фото: ТАСС/Валентина Певцова
После того как Евросоюз и США ввели санкции против ряда российских компаний в 2014 году, Москва ввела ответные санкции, ограничив импорт западной сельхозпродукции. В результате Россия лишилась около 60% импорта мяса и рыбы и около 50% импорта молочной продукции, овощей и фруктов, что создало колоссальные возможности для отечественных производителей. С 2013 по 2016 год объем импорта продовольственных товаров из Евросоюза упал на 40%.
Это радикально изменило ситуацию в сельском хозяйстве – огромный интерес к отрасли появился как у государства, так и у российских и иностранных предпринимателей. В агропром хлынул поток льготных государственных кредитов и частных инвестиций.
По оценкам аналитиков компании "ВТБ Капитал", только в 2016 году в российские продовольственные и сельскохозяйственные компании было инвестировано более 5 миллиардов долларов. Одна инвестиционная группа "Ренова", принадлежащая миллиардеру Виктору Вексельбергу, вложила 390 миллионов евро в строительство теплиц.
"Бум в сельском хозяйстве России привлекает туда крупнейшие торговые фирмы мира. Olam International Ltd., Cargill Inc. и Glencore Plc вкладывают средства во все, начиная с зернохранилищ и кончая экспортными терминалами, – отмечает Bloomberg. – Французская Danone отправила в Сибирь 5 тысяч молочных коров, чтобы обеспечить сырье для своей деятельности в стране. Инвестировать в российский агропром готовятся даже Вьетнам и Таиланд".
В результате за последние три года российским производителям удалось отвоевать себе значительную долю на рынках фруктовой, овощной, сырной, молочной и мясной продукции. По оценкам британской Financial Times, если в 2013 году до введения западных санкций и ответного торгового эмбарго Россия импортировала 35% продуктов питания, то сейчас эта доля не превышает 20%.
"Запад оказал себе медвежью услугу. Санкции должны были причинить вред России, но российское сельское хозяйство сумело извлечь из них выгоду", – цитирует Financial Times американского миллиардера Джима Роджерса, который, купив пакты акции российских компаний, вошел в советы директоров "Фосагро" и сельскохозяйственного холдинга "Агрогард".
Потепление в помощь
Уборка урожая озимой пшеницы в Краснодарском крае. Фото: ТАСС/Виталий Тимкив
Аналитики уверены, что в ближайшие годы экспансия российской сельскохозяйственной продукции будет расширяться. В немалой степени это связано с изменениями климата. По сравнению с концом 1980-х годов (времени распада Советского Союза) повышение температуры в регионах Евразии, производящих зерновые, к 2020 году составит до 1,8 градуса, а к 2050 году – до 3,9 градуса.
Это означает, что российские хозяйства смогут расширять свои угодья на север – в регионы, земли в которых никогда не использовались для выращивания зерновых. При этом американские, канадские и австралийские производители с каждым годом будут все сильнее страдать от засухи.
"В российское сельское хозяйство продолжается приток денег, идет рост экспортного потенциала, – заявил Джим Роджерс газете Financial Times. – Через пять лет эта отрасль заработает на полную мощность. Кто-то должен сказать американцам, что санкции лучше отменить прямо сейчас, пока здесь не сформировалась гигантская, рентабельная и хорошо финансируемая индустрия".
Но пока об отмене санкций и контрсанкций речи не идет. "Санкции дали нам преимущество, – отмечает глава российского производителя удобрений "Фосагро" Андрей Гурьев. – И я думаю, что контрсанкции против продуктов питания будут отменены в последнюю очередь".
"Россия будет кормить весь мир. В этом нет никаких сомнений. У нас уже есть пахотная земля, вода, технологии и инфраструктура, – заявил Гурьев корреспонденту Financial Times. – Скоро многие страны столкнутся с нехваткой продовольственных товаров. Тогда они посмотрят на Россию и начнут инвестировать в Россию, чтобы защитить себя".
По прогнозу Международного совета по зерну, в ближайшие пять лет мировой спрос на зерно будет расти на 1,4% в год. Так что сбыт российской пшенице гарантирован.