Удивительно, но "Трансаэро" официально обанкротилась только на прошлой неделе. Накопив сотни миллиардов долгов, заставив всю отрасль заниматься ликвидацией последствий своей очень странной коммерческой деятельности, компания юридически до сих пор существует. В связи с этим возникает два вопроса: почему "ВИМ-Авиа" сажают в прямом и переносном смысле с плевыми, если смотреть по отрасли, долгами и что теперь будет с рынком авиаперевозок?
Фото: ТАСС/Михаил Почуев
Генеральный директор "ВИМ-Авиа" Александр Кочнев и главный бухгалтер компании Екатерина Пантелеева задержаны после допроса в Следственном комитете России по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере. В скором времени им предъявят официальное обвинение, после чего суд примет решение об избрании меры пресечения для топ-менеджеров авиакомпании. Об этом сообщила СМИ официальный представитель Следственного комитета Светлана Петренко.
По неофициальной информации, Александр Кочнев в ходе допроса заявил, что финансовые проблемы авиакомпании возникли из-за туроператоров, которые не расплатились по долгам. В результате авиакомпания тоже не смогла расплатиться по своим обязательствам перед кредиторами, аэропортами и поставщиками топлива.
Как сообщил, выступая в Госдуме, глава Росавиации Александр Нерадько, общая кредиторская задолженность "ВИМ-Авиа" составила около 7 млрд рублей. По его словам, неделю назад авиакомпания обратилась в Росавиацию за поддержкой в получении операционных кредитов в размере 500 млн рублей. "Мы сразу созвали авиакомпанию и кредиторов, и на этом совещании в Росавиации собственник Рашид Мурсекаев заявил, что он готов за рубль продать свой бизнес и расстаться с ним", – сказал Нерадько.
Глава Росавиации также сообщил, что самолеты "ВИМ-Авиа" за долги арестованы в аэропортах Анталья и Даламан Турецкой Республики, а также в бельгийском аэропорту Льеж.
Скандал вокруг "ВИМ-Авиа" начал разворачиваться в середине сентября, когда аэропорт Домодедово отказался обслуживать самолеты компании из-за задолженности в 500 млн рублей. 21 сентября "ВИМ-Авиа" обратилась в правительство с просьбой о поддержке в получении кредита для погашения этой задолженности.
23 сентября Следственный комитет РФ заявил, что на некоторые из отмененных рейсов компания продавала авиабилеты, зная о невозможности перелета. По этому факту была начата доследственная проверка.
25 сентября "ВИМ-Авиа" объявила о решении полностью прекратить перевозки пассажиров из-за финансовых проблем. В результате 38 тыс. пассажиров, купивших билеты на рейсы авиакомпании, застряли в аэропортах. Следственный комитет возбудил в отношении руководителей авиакомпании уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ ("Мошенничество").
В среду, 27 сентября, президент РФ Владимир Путин объявил о неполном служебном соответствии министру транспорта Максиму Соколову и вице-премьеру Аркадию Дворковичу, курирующему транспортную сферу, из-за краха "ВИМ-Авиа". В тот же день Минтранспорта на заседании специально созданного оперативного штаба договорилось с аэропортами и российскими топливозаправочными компаниями о бесперебойном обслуживании всех рейсов "ВИМ-Авиа". Кроме того, представители Минтранса, Росавиации, авиакомпаний "Сибирь" и "ВИМ-Авиа" разработали план вывоза чартерных пассажиров из-за рубежа.
Мама может
Шум вокруг "ВИМ-Авиа" резко контрастирует с другой историей: 13 сентября арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал банкротом авиакомпанию "Трансаэро" и запустил конкурсное производство на полгода. Напомним, что процедура банкротства "Трансаэро" началась два года назад, после того как она не смогла обслуживать долги на общую сумму 260 млрд рублей – в 37 раз больше, чем у "ВИМ-Авиа".
"Трансаэро" была основана в 1990 году Александром Плешаковым, сыном министра радиопромышленности СССР генерал-полковника Петра Плешакова и Татьяны Анодиной, являющейся председателем межгосударственного авиационного комитета. Анодина вошла в число акционеров авиакомпании.
Перед глобальным кризисом 2008 года "Трансаэро" разработала программу по обновлению и развитию парка широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов, в рамках которой начала заключать договоры лизинга Boeing 747–400 и 777–200. В 2011 году компания взяла в операционный лизинг два самолета Boeing 737-800, а также заключила контракт на поставку восьми лайнеров Airbus A320neo c 2017 года. В итоге больших расходов на приобретение новых самолетов – за 2012 год компания сгенерировала убыток в 227,9 млн рублей – ее чистый долг составил 74,5 млрд рублей при собственном капитале в 99,4 млрд.
Фото:ТАСС/Марина Лысцева
И тем не менее в апреле 2013 года "Трансаэро" заключила контракт на поставку еще 12 Boeing 737–800, и по итогам года ее чистый долг достиг 90,5 млрд рублей. За 2014 год чистый убыток компании составил 14,46 млрд рублей, а задолженность выросла до 160 млрд рублей. А после осенней девальвации рубля, когда спрос россиян на зарубежные перелеты упал в разы, катастрофа стала неминуемой.
Столкнувшись с финансовыми трудностями, "Трансаэро", как и "ВИМ-Авиа", обратилась за поддержкой в Росавиацию. В отличие от случая с "ВИМ" помощь была оказана: по просьбе правительства ВТБ выдал авиакомпании кредит в 9 млрд рублей ("ВИМ-Авиа" просила в 18 раз меньше). Тем не менее за первое полугодие 2015 года чистый убыток "Трансаэро" общий размер задолженности вырос до 260 млрд при выручке в 50,42 млрд рублей.
Летом 2015 года "Трансаэро" вновь обратилась за помощью к правительству, но получила отказ. По неофициальной информации гендиректор компании Ольга Плешакова совершила стратегическую ошибку, попытавшись шантажировать Минтранс заявлениями, что в случае прекращения полетов пострадают сотни тысяч россиян ("Трансаэро" продавало билеты на полгода вперед).
Чиновников такой стиль ведение переговоров не на шутку возмутил, и в октябре того же года Сбербанк выступил с требованием признать компанию банкротом, а Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта. К этому момент в парке "Трансаэро" числилось 104 самолета и еще 83 было заказано.
Примечательно, что никогда и речи не заходило о привлечении руководства "Трансаэро" к какой-либо ответственности. Хотя после прекращения полетов, ее пассажиров пришлось перевозить другим авиакомпаниям. Только "Аэрофлоту" такая "братская помощь" обошлась в 13 млрд рублей.
13 сентября в арбитражном суде Санкт-Петербурга было отмечено, что в деле "Трансаэро" имеются признаки преднамеренного банкротства. "Показатели были низкими с 2012 года, было ухудшение финансового состояния должника, искажение бухгалтерской отчетности, переоценка активов. С 2012 года финансирование должника велось за счет кредитно-денежных средств, и уже тогда необходимо было обращаться с заявлением о банкротстве", – заявил представитель конкурсного управляющего. Однако можно быть уверенными, что это не повлечет никаких последствий для бывших владельцев авиакомпании.
Отметим, что причины краха "Трансаэро" и "ВИМ-Авиа" схожи – обе компании слишком увлеклись закупкой новых самолетов и погрязли в долгах. Разница лишь в том, что "Трансаэро" закупала новые самолеты в погоне за амбициозной мечтой стать крупнейшей авиакомпанией России. "ВИМ-Авиа" же фактически была вынуждена начать в 2016 году расширение парка самолетов, чтобы избежать постоянных претензий по поводу задержки рейсов как от пассажиров, так и со стороны Росавиации.
Больше поражает разница в том, сколько долгов были готовы простить контрагенты "Трансаэро" – 260 млрд! – и как быстро у них закончилось терпение, когда речь зашла о "ВИМ-Авиа" (которого Домодедово отказалось заправлять из-за долга в 500 млн рублей). Вряд ли ключевым фактором здесь является размер компании: пятикратная разница в количестве самолетов (104 у "Трансаэро" на момент ликвидации против 24 у "ВИМ-Авиа") не согласуется с 38-кратной разницей в размере задолженности. Логичнее предположить, что у "ВИМ-Авиа" просто не оказалось такого лоббистского потенциала, как у четы Плешаковых с мамой и акционером в лице председательницы МАК.
Заход на посадку
Отраслевые аналитики, сравнивая судьбу "Трансаэро" и "ВИМ-Авиа", соглашаются, что главной причиной краха обеих компаний стала некомпетентность владельцев и руководства. Но вместе с тем отмечают, что главная проблема заключается в самой экономике авиаперевозок.
По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), авиакомпании РФ в 2016 году показали общий убыток на уровне 10 млрд рублей – на 1,5 млрд больше, чем годом ранее. Основной убыток – 33 млрд рублей – был как и раньше получен на внутренних линиях (в 2015 году – 44,9 млрд рублей). Операционная прибыль на зарубежных рейсах не смогла перекрыть потери на внутренних, она составила всего 23 млрд рублей, снизившись на 37% по сравнению предыдущим годом. При этом перевозки на внутренних линиях в 2016 году выросли на 7,3%, а на международных – упали на 18,6%, то есть дисбаланс между прибыльной и убыточной деятельностью для авиакомпаний усилился.
При этом на рынке сформировался переизбыток провозных емкостей – слишком много самолетов было закуплено в последние годы. Избыток предложения не позволит авиаперевозчикам поднимать цены на билеты, при этом их расходы по всем статьям, начиная от топлива и заканчивая аэропортовыми сборами, стабильно растут. Это значит, что банкротства авиакомпаний продолжатся.
Стабилизировать отрасль могло бы обнуление НДС на внутренние авиапассажирские перевозки, о чем авиакомпании просят уж не один год. Однако правительство пока не видит необходимости в "столь радикальных" мерах. Чиновники пока согласились лишь на компромисс, снизив в 2015 году НДС с 18 до 10%. Возможно, случай с "ВИМ-Авиа" заставит правительство передумать.