Проект станции в Чебоксарах. Фото/ОАО "Метрогипротранс"
Вокзалы скоростной магистрали Москва – Казань будут оформлены в космическом стиле. Об этом в интервью m24.ru рассказал главный архитектор ОАО "Метрогипротранс" Николай Шумаков. Дизайн железнодорожных хабов на магистрали, поезда по которой смогут разгоняться до 400 километров в час, должны символизировать реактивную скорость.
"Вокзалы будут выполнены в космическом стиле. Не будет повторения стиля станций, существующего сейчас. Будут ассоциации только с огромной скоростью нового вида транспорта. Вся архитектура новой высокоскоростной железной дороги проектируется именно так", – сообщил Шумаков.
Институт проектирует пять вокзалов в Петушках, Дзержинске, Чебоксарах и Нижнем Новгороде. В последнем будет два вокзала: с пересадкой на аэропорт и в центре города. Также, вероятно, институт будет проектировать вокзал в Казани.
"Для реализации этого проекта был создан трехсторонний консорциум: китайская сторона, Мосгипротранс и филиал Метрогипротранса – Нижегородметропроект. Всего на трассе предусмотрено 12 станций: Москва-Курская ВСМ, Ногинск, Орехово-Зуево, Петушки, Владимир, Ковров, Дзержинск, Нижний Новгород (аэропорт), Нижний Новгород ВСМ, Чебоксары, Помары, Казань-2ВСМ, с вокзалами пропускной способностью от 150 до 10500 человек в час", – рассказал Шумаков. Все станции будут построены к 2018 году – к Чемпионату мира по футболу.
Фотогалерея
По словам Шумакова, проектами на транспортно-пересадочных узлах предусмотрены большие по площади под бизнес-центры, торговые зоны, гостиницы, включающие офисные и развлекательные площади, а также помещения для проведения различных общественных мероприятий, среди которых выставки и презентации.
"Проектируемые ТПУ с уникальной архитектурой создают образы современных многофункциональных центров, формирующих безопасную среду, обеспечивающую комфортное, быстрое и эффективное перемещение пассажирских потоков между различными видами транспорта. Проектируемые объекты станут центрами развития общей инфраструктуры районов притяжения ВСМ", – добавил главный архитектор ОАО "Метрогипротранс".
Протяженность линии составит 770 километров, дорога пройдет по территории семи субъектов страны. Время в пути от Москвы до Казани по ВСМ составит 3,5 часа, при этом от Нижнего Новгорода до Чебоксар можно будет доехать за час. Поезда на российской ВСМ будут разгоняться до 400 километров в час. Сегодня с такой скоростью ходят поезда в Китае по ВСМ, которая связывает Шанхай с аэропортом Пудун. Для сравнения, средняя скорость самолета составляет около 900 километров в час.
Запуск ВСМ Москва – Казань сократит время проезда между Москвой и Казанью в четыре раза, между Нижним Новгородом и Казанью – в семь раз. По магистрали смогут курсировать "Сапсаны". Ежегодный пассажиропоток в первые годы эксплуатации линии оценивается в 10,5 миллиона человек.
В процессе создания ВСМ Москва – Казань будет перестроен Курский вокзал. По проекту его соединят с Ленинградским, Ярославским и Казанским вокзалами. Будут проложены пути между Курским вокзалом и станицей Каланчевская для удобства перемещения пассажиров.
В декабре 2015 года на Казанском вокзале оборудовали отдельные выходы из нижнего кассового зала и верхнего перронного турникетного комплекса. Подобные зоны уже существуют Курском и Ярославском вокзалах.
Член правления Союза архитекторов России Максим Перов считает, что космическое оформление станций задумано для того, чтобы произвести впечатление на пассажиров. "Практического назначения в таком стиле нет, это имиджевый пример. Понятно, что проектировщикам хочется показать, что они стремятся в будущее, поэтому и станции будут выглядеть футуристично", – отметил эксперт.
По его мнению, проектировщики Метрогипротранса не опирались на мировые архитектурные тренды. "Тенденции существуют разные: в Арабских Эмиратах и в Азии космический стиль моден и распространен, а в Европе – нет. Важно судить по месту, ведь в некоторых районах Москвы хайтек будет прекрасен, а в историческом центре может не вписаться. Главное, чтобы была гармония. Самое прекрасное здание, стоящее в неподходящем месте, не будет производить должного впечатления", – заключил Перов.
Замгендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук отметил необходимость устройства современных ТПУ на станциях ВСМ. "Проектирование мощностей ТПУ под аренду для коммерческой деятельности – распространенная мировая практика.
Более того, в Японии именно доходы от сдачи мощностей на вокзалах и под инфраструктурой позволяют пассажирским перевозкам показывать прибыль без привлечения государственного субсидирования. Доля прибыли, полученной перевозчиками пассажиров в Японии от деятельности не связанной с перевозкой пассажиров достигает 70 процентов", – считает эксперт.
Однако местонахождение ТПУ тоже стоит учитывать, отмечает Савчук. "Если путь проходит через центральную часть города, обладающую высокой проходимостью, то такое решение целесообразно, поскольку будет спрос, – уверен эксперт. – Если же на окраине города – то и такой проходимости там не будет, следовательно, существенные мощности под коммерческую деятельность вряд ли окажутся востребованными".
Ссылки по теме
- Архитектор Николай Шумаков: "Метрополитен вновь стал великим"
- Технологии и природа: какими будут станции "Нижние Мневники" и "Терехово"
- Первый тираж книги о московском метро вышел в свет
Тем временем в Москве продолжается благоустройство железнодорожных станций. Осенью 2016 года планируется закончить реконструкцию 16 станций Малого кольца Московской железной дороги, построенных перед ее запуском 1908 года. Всем старым станциями вернут исторический облик, также по ним будут разработаны туристические маршруты. Дирекция железнодорожных вокзалов также согласовала установку вендинговых аппаратов по продаже сувениров, жетонов и цветов на вокзалах Москвы. Торговое оборудование устанавливается на основании договоров аренды с партнерами, имеющие действующее соглашения с ОАО "РЖД".
Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области (ГУАГ) собирается вместе с РЖД благоустроить привокзальные территории. На более чем 150 станциях, где необходимо провести ремонт, могут демонтировать палатки и оборудовать стоянки и разворотные площадки. В этом году мероприятия на привокзальных территориях будут более глобальными: организация парковок, разворотных площадок для транспорта, благоустройство. Большинство парковок будут бесплатными.
Александра Суперека, Марина Курганская
Полностью интервью с Николаем Шумаковым читайте здесь