Фото: ТАСС/Василий Егоров/DESC]
25 марта 1938 года в Москве трансляцией фильма "Великий гражданин" начато регулярное вещание Московского телецентра на Шаболовке. Обозреватель m24.ru Алексей Байков вспоминает первые шаги в истории московского телевидения.
Многое из того что мы считаем техническими новинками нашего времени, на самом деле имеет более чем столетнюю историю. Просто одно дело – придумать некий технический принцип и совсем другое – найти соответствующую "матчасть" для его воплощения на практике.
Так было и с телевидением. Впервые "электрическая телескопия" – система передачи движущихся изображений на расстояния – была теоретически обоснована в работах португальского физика Адриано де Пайва и французского изобретателя Константина Сенлека в 1880 году. До начала эры голубого экрана оставалось еще лет примерно 60, а все потому что "товарищи ученые" изначально пошли окольной тропой, экспериментируя с заведомо тупиковыми оптико-механическими системами.
Спустя 3 года после "изобретения" телевидения немецкий физик Нипков запатентовал метод разложения передаваемого изображения на строки при помощи вращающегося диска, в котором были пробиты отверстия, располагавшиеся по спирали. Именно с системами, основанными на дисках Нипкова и возились многочисленные изобретатели примерно до середины 30-х годов.
Оптико-механическое телевидение имело лишь пару достоинств и массу недостатков. Поскольку его сигнал передавался на длинных и средних волнах, радиус действия телецентра был практически неограничен и сигнал из Москвы мог запросто "добивать" хоть до Берлина. Но при этом экранчик у приемника получался крохотным – примерно со спичечный коробок. А телевизору с диагональю 3,5 дюйма – примерно как у самых дешевых современных смартфонов, уже требовался диск Нипкова диаметром в несколько метров. К тому же развертка получалась слишком маленькой, всего 25-30 строк.
(прием изображения с помощью диска Нипкова, надетого на моторчик от привода CD-Rom)
Главная деталь телевизоров первых поколений – электронно-лучевая трубка, была изобретена хоть и не скоро, но тоже где-то на закате "прекрасной эпохи", в 1907 году. Автором идеи был наш соотечественник Л.Б. Розинг. Но дальнейшее развитие трубок уперлось ровно в ту самую "матчасть", о которой говорилось выше: электронные лампы и фотоэлементы находились еще в зачаточном состоянии. Получение вакуума было крайне сложным и трудоемким процессом, а стекла нужного качества могли изготовить два-три предприятия на весь мир. В общем – не сошлось.
Впервые в эфире
С конца 1920-х в Великобритании и в Германии, несмотря на все трудности стали пытаться наладить регулярное вещание на основе оптико-механических систем. Получалось плохо, но энтузиастам это ничуть не мешало, а некоторые фирмы сгоряча даже начали производство телевизоров с дисками Нипкова. В СССР старались не отставать и группы энтузиастов в различных лабораториях и на заводах вели эксперименты все с теми же дисковыми телевизорами.
В 1930 технология была отработана уже до такой степени, что Наркомат почт и телеграфов СССР выделил средства на работы по созданию Московского центра телевещания. С этого момента по сути и началась история советского телевидения. Техническими работами по теме занималась группа Шмакова из Всесоюзного электротехнического института (ВЭИ). Первый в телецентр был оборудован по адресу Никольская улица, дом 7 в помещении Московского радиовещательного технического узла.
Примерно год спустя была осуществлена и первая телепередача. "Правда" от 30 апреля 1931 года заранее оповестила своих читателей:
"Завтра впервые в СССР будет произведена опытная передача телевидения (дальновидения) по радио. С коротковолнового передатчика РВЭИ-1 Всесоюзного электротехнического института (Москва) на волне 56,6 метров будет передаваться изображение живого лица и фотографии".
Таких передач было несколько, шли они без звука, и после каждой из них любители и энтузиасты в лабораториях со всех концов страны, собиравшие дисковые приемники на коленке, слали в телецентр письма о том, что именно им удалось в итоге увидеть. На всю Москву тогда было примерно три десятка телевизоров, в основном самодельных.
В 1932 году была осуществлена собственно первая "телевизионная" в нашем понимании передача, причем даже со звуком. Демонстрировалась хроника, снятая утром того же дня на Красной площади и на Тверской.
В октябре того же года в эфир был передан фильм об открытии Днепрогэса. Хотя передачи и вышли на некую регулярную сетку вещания, они шли с перерывами от нескольких часов до нескольких дней, так что никакого "телевидения" все еще не было. Следом за Москвою начали выходить в эфир Ленинград и Одесса.
(Уютный диван? Забудьте. Вот характерная поза для зрителя механического телевидения)
В следующем году до всех, наконец, дошло что оптико-механический формат имеет весьма жесткие ограничения и передачи для "дисковых" телевизоров были прекращены. Правда тут же выяснилось, что советская промышленность пока что не в состоянии выпускать электронные трубки нормального качества и в достаточных количествах, поэтому передачи пришлось возобновить. Окончательно перейти на электронный формат удалось только накануне войны.
Первая телепрограмма вышла в прямой эфир 15 ноября 1934 года. Длилась она 25 минут и была обычным эстрадным концертом, который впервые снимался прямо в студии. В дальнейшем стали передавать такие же концерты, отрывки из оперных арий и тому подобное, иногда приглашали всевозможных знаменитостей – стахановцев, наркомов, летчиков, писателей и ученых с короткими рассказами.
За 1936 год таких передач вышло в эфир уже более 300. Выглядели они, разумеется, крайне убого. Журнал "Радио Фронт" писал о свойствах механического телеизображения с предельной откровенностью:
"Конечно, нельзя ожидать, чтобы при разложении на 1200 элементов сколько-нибудь удовлетворительно передавалось движение на улице или, скажем, Красная площадь во время парада. Но, например, движение одного из танков на параде Красной армии или несколько рядов из колонны проходящих войск можно будет увидеть.
То же самое и с футбольными состязаниями. Радиозритель сможет увидеть лишь портреты футболистов перед игрой, с указанием их места на поле, игру вратаря, первый удар, портрет хорошего игрока..."
Телевизор из швейной машинки
Фото: Фотохроника ТАСС
Тут надо вспомнить и о самих самодельных телевизорах той эпохи. Газеты и журналы писали о телеприемниках так, как будто техническая новинка уже продавалась в любом магазине и имелась чуть ли не в каждом доме. В итоге тот же "Радио Фронт" порой получал довольно-таки курьезные письма, достойные известных перлов эпохи начала WWW в России: "как мне закачать файл в интернет обратно?"
"У меня приемник ЭЧС-2 и киевский динамик. Вчера, к моему удивлению, услышал, что сейчас выступят артисты Художественного театра, и их можно не только услышать, но и увидеть. Я смотрел со всех сторон в динамик, потом в приемник, но ничего не увидел. Главное, не знаю, куда смотреть. Очень прошу сообщить, когда вы передаете телевидение, – куда нужно смотреть..."
Постепенно журналы для радиолюбителей стали публиковать схемы сборки самодельных механических телевизоров и перечни необходимых для них деталей. Отдельные заводы и мастерские даже стали выпускать серийно лампы и диски Нипкова, но все уперлось в главное узкое место всей советской промышленности, то есть в двигатели.
Их для изготовления телевизора требовалось целых два – ведущий и синхронизирующий, а электромоторчиков соответствующей мощности в СССР попросту не делали. "Радио Фронт", к примеру, рекомендовал любителям телевидения устанавливать диск на привод от швейной машинки и крутить ручку со скоростью 50 оборотов в минуту.
В варианте "колхозного телевизора" то же самое предлагалось проделать с приводом от патефона. Линзой для экрана должно было служить стеклышко от очков на +9 диоптрий, что позволяло увеличить изображение до размеров 3х4 см.
Любители самодельного ТВ кстати сохранились и по сей день – вот, к примеру, инструкция по сборке настольного механического телевизора из старого CD, компьютерного кулера и светодиода. Правда передач в таком формате уже давно никто не ведет, так что придется самостоятельно перекодировать фильмы из личного архива.
Поступавшие в продажу неоновые лампы тех лет давали оранжево-красноватое свечение, из-за чего изображение получалось не черно-белым, а черно-оранжевым.
А для тех кто ничего не умел делать своими руками, Завод им. Коминтерна с 1936 года начал выпускать малогабаритную телевизионную приставку к радиоприемнику Б-2 с разверткой в 30 строк и частотою в 12,5 кадров в секунду:
Фото: Фотохроника ТАСС/Валентин Кунов
Ленин и Шуховская башня
За границей к тому моменту передачи оптико-механического телевидения были уже почти повсеместно прекращены и в серию пошли первые приемники на электронных трубках. В СССР их производство запаздывало, но что будущее именно за "электронками" стали понимать еще в начале 30-х.
В 1933 году в Союз приехал с лекциями эмигрировавший в США сотрудник лаборатории Розинга, человек, которого весь мир считает настоящим отцом телевидения – Владимир Козьмич Зворыкин. Выяснилось, что отечественные Кулибины отстали от его "иконоскопа" на несколько лет, так что готовую систему все равно проще будет купить у американцев.
Оборудование для будущего Московского телецентра было полностью заказано у Radio Corporation of America, а Зворыкин продал лицензию на свой "иконоскоп" и помог наладить производство первых советских электронных телевизоров ТК-1.
У электронных трубок и сигнала для них, идущего на ультракоротких волнах, есть масса достоинств и всего один, но зато существенный недостаток – малый радиус действия и зависимость от рельефа местности. Отсюда и необходимость строить упирающиеся чуть ли не в облака телебашни. Между прочим, первый передатчик МТЦ планировалось установить внутри статуи Ленина, которая должна была венчать собой так и не построенный Дворец Советов на месте взорванного в 1931 году храма Христа Спасителя. Там же собирались оборудовать и общегосударственный двухпрограммный телецентр, а в самом Дворце должно было работать свое внутреннее кабельное телевидение. В главном зале над сценой планировали установить огромный телеэкран площадью в 100 кв. метров.
Ну а пока на месте бывшего ХХС еще только копали грандиозный котлован, передатчики было решено установить на Шуховской башне. Там они и остались на долгие годы, а силуэт самой башни стал символом советского телевидения. Там же, на Шаболовке, был оборудован и телецентр, передававший сигнал с разверткой в 625 строк и частотою в 25 кадров в секунду.
25 марта 1938 года Шаболовка впервые вышла в эфир, показав на все несколько сотен имевшихся на страну электронных телевизоров фильм "Великий гражданин". Еще на этой, экспериментальной стадии советское телевидение осваивало свою главную функцию – пропаганду.
Сегодня при знании исторического подтекста смотреть фильм даже слегка страшновато – в финале "правильного" партийца Шахова расстреливает в упор притаившийся за дверью дома культуры троцкист (намек на убийство Кирова), а над его могилой советские граждане клянутся покарать всех врагов народа. Так что одна из дат, с которой можно отсчитывать историю современного телевидения в нашей стране, получается какой-то совсем уж не праздничной. Хотя с технической точки зрения передача полнометражного фильма в эфир безусловно была важной вехой.
Фото: Фотохроника ТАСС
Еще год после этого телецентр на Шаболовке работал все в том же экспериментальном режиме. Регулярное вещание началось только 10 марта 1939 года с показа фильма об открытии XVIII Съезда ВКП(б).
После этого передачи стали вестись 5 раз в неделю, в основном это были документальные или художественные фильмы, концерты и спектакли.
Первый телеспектакль появился в эфире не на московском, а на ленинградском ТВ – постановка драмы Р. Сандерса "Тайна" о Гражданской войне в Испании. Зато Москва вошла в историю большой исторической телепрограммой, посвященной 20-летию Первой Конной.
Летом 1940 был сделан первый робкий шаг в тележурналистику – в эфир МТЦ стали пускать радиодиктора, зачитывавшего выпуски "Последних известий". Тогда же начали регулярно показывать тележурнал "Советское искусство", состоявший в основном из смонтированной кинохроники.
А дальше была война, после которой все почти что вернулось на круги своя. Несмотря на принятый еще на на XVIII Съезде план телефикации СССР, дело тормозилось из-за малого количества электронных приемников на руках у населения – до войны их успели выпустить чуть больше 3000 штук, в основном марки 17ТН-1 ленинградского завода "Радист".
Главным СМИ страны по-прежнему оставалось радио, а на телевидение смотрели если не как на гадкого утенка, то все равно еще не очень понимая его значения. В Ленинграде ВНИИ телевидения, занимавшийся монтажом местного телецентра, был зачем-то переподчинен Наркомату обороны, причем прямо в разгар Большого террора. Тут же в него буквально вцепился волком НКВД и все руководство института было в течении года репрессировано по подложному делу о "контрреволюционной фашистской организации".
Даже после войны, когда в магазины начали поступать уже более или менее напоминавшие современные "ящики" телевизоры "Москвич Т-1" и "Ленинградец Т-1", и даже после того как их сменил легендарный КВН-49, для большинства населения "голубой", вернее тогда еще серый экран по-прежнему стоил неподъемно дорого. Телевидение все еще оставалось экзотическим развлечением, а не источником информации, поэтому тележурналистика развивалась черепашьими темпами, несмотря на разработку первых советских передвижных телевизионных станций. Достаточно сказать, что первая репортажная съемка с живым журналистом в кадре была передана в эфир лишь в 1954 году, а разбавлять диктора отснятыми сюжетами в выпусках новостей догадались только в 1957-м.
Но все же именно в 1938-39 году советское телевидение перестало быть экспериментальным, уверенно встало на ноги и заявило о своей будущей роли "окна в мир" для миллионов. Но когда оно впервые открылось – в нем показали не завод, не сибирские реки и не экзотические острова, а фильм "Великий гражданин". Об этом тоже нельзя забывать.