Фото: Анастасия Мальцева
Собака может научить детей с особенностями развития общаться с другими людьми, лучше ориентироваться в пространстве и управлять своим телом. Корреспондент m24.ru Анастасия Мальцева съездила в центре канистерапии "Солнечный пес" и узнала, как проходят занятия с животными.
Занятия по канистерапии проходят в небольшом помещении недалеко от метро "Речной вокзал". В большом зале полумрак. Площадка для терапии огорожена, там расставлены оранжевые конусы, по которым дети и собаки на занятиях ориентируются в пространстве. Еще есть шарики и мягкие белые коврики.
Первой на занятие приезжает руководитель проекта "Солнечный пес", автор первой в России программы по канистерапии Татьяна Любимова. С ней в машине на заднем сидении приехали три золотистых ретривера.
Канистерапия – не метод лечения, а способ реабилитации ребенка с помощью специально подготовленных собак. Идею использования псов для лечения пациентов еще в 1961 году описал американский психотерапевт Борис Левинсон, который заметил, что больной чувствуют себя лучше на приеме врача, когда в кабинете находится собака.
Конечно, лечит не собака. Терапевтом может быть только человек, у которого есть профессиональное психологическое образование и специальная квалификация. Собака в данном случае выступает как специальный инструмент, который помогает терапевту добиться определенных целей в реабилитации ребенка.
Канистерапия помогает развитию умственных и эмоциональных способностей, улучшению двигательных функций и моторики.
На занятия по канистерапии приходят дети с разными диагнозами: ДЦП, ранний детский аутизм, синдром Дауна, соматические заболевания. Десятки ребят приезжают сюда с родителями из Москвы и ближайшего Подмосковья. Занятия по канистерапии проходят бесплатно. Центр существует уже больше 10 лет.
Главная задача терапии – помочь ребенку с помощью собаки и тренера развить свой потенциал. Например, научится общаться с другими людьми и лучше координировать свои движения.
Фото: Анастасия Мальцева
Занятия начинаются в 10 утра и заканчиваются в два часа дня. Один урок с каждым ребенком идет около 20-30 минут. На терапию строгая очередь, никто не опаздывает. Один ребенок выходит из зала, другой сразу заходит.
Дети берут пса за поводок, ходят с ним по периметру зала, дают команды: "Рядом", "Вперед", "Лежать". Всю их работу курирует терапевт.
Заключительное упражнение занятия называется "Коврик". Когда дети его выполняют, все взрослые в зале замирают от удовольствия и умиления. Упражнение выглядит так: ребенок ложится на мягкий ковер и четыре собаки окружают его со всех сторон. Получается своеобразная живая колыбель из золотистых ретриверов. Дети гладят собак, отдыхают, успокаиваются, приходят в себя после работы.
Фото: Анастасия Мальцева
Со стороны кажется, что занятия по канистарепии проходит легко и весело. Дети водят собак за поводки и радуются, что рядом с ними красивые, послушные животные. Но на самом деле все не так просто. Точнее совсем не просто. Для детей с особенностями развития управлять собакой, даже послушной и дрессированной, очень трудно, эти занятия стоят им больших усилий.
"Внешне может показаться, что занятия с детьми очень похожи, – говорит Татьяна Любимова. – Но это только видимость. Занятие строится индивидуально в зависимости от возможностей и потребностей каждого ребенка. Структура урока похожа, но цели и задачи у них индивидуальные".
Многие дети с особенностями развития не могут использовать речь для общения с другими людьми. Они могут проговаривать вслух свои мысли – это так называемая озвученная "внутренняя речь", которая обращена не к другому и не выполняет функцию коммуникации.
В процессе канистерапии эти дети учатся управлять собакой, давать ей команды и видеть, что животное реагирует на их слова. Так они улавливают связь между собственной речью и тем, как она влияет на внешний мир, в данном случае на собаку. Это уже первый шаг. Второй – начать говорить и с другими людьми.
В зале я познакомлюсь с мамой Викторией, которая водит дочку на занятия уже второй год. "Через год занятий дочка понемногу начала говорить уже первые слова: "мама", "няня", "дай", – рассказывает Виктория. – Мы надеемся, что со временем она сможет полноценно заговорить".
"Если ребенок научится командовать собакой, то со временем он сможет и заговорить с людьми, – говорит Татьяна Любимова. – Помимо речи мы развиваем у детей способности по ориентировке в пространстве. Например, если ребенок постоянно хочет бегать, двигаться в хаотичном направлении и ему трудно собрать себя, то командование собакой позволяет ему сконцентрироваться".
Фото: Анастасия Мальцева
Занятия с ретриверами позволяют детям развить навыки самоконтроля. "Сначала мы приучаем ребенка выполнять определенные команды, чтобы он мог общаться с собакой. Со временем он может самостоятельно управлять ретривером, – продолжает Татьяна Любимова. – И затем ребенок начинает применять этот навык командования по отношению к себе. Управляя собакой, ребенок учиться управлять собой – своими желаниями, поведением, движением".
Канистерапия – это не просто хаотичные передвижения ребенка по залу с собакой. Это специальная система занятий. Собаками-терапевтами становятся псы, которые были отобраны, протестированы, обучены специалистами центра "Собаки – помощники инвалидов". Животные имеют не только исполнять команды, но и хорошо чувствуют других людей, умеют под них подстраиваться.
"Собака – мощный мотиватор для развития, – говорит Татьяна Любимова. – Если у человека ДЦП, он не хочет двигаться, ему больно. Собака помогает ему забыть о дискомфорте, увлекаясь игрой, человек с ДЦП немного забывает о боли и начинает двигаться активнее".
Незрячие дети воспринимают окружающее пространство как страшное и враждебное. С помощью собак терапевты открывают для них пространство.
"Если мы закроем глаза, мы точно так же, как эти дети, почувствуем первобытный ужас перед этим миром. Когда мы не видим, мы в любой момент можем встретить какую-то неприятность, – отмечает тренер по канистерапии. – Собаки помогают справиться с этим ужасом. Собака ведет по залу слепого ребенка, а вокруг него ходят другие псы, которые обвешаны разными звучащими бубенцами и колокольчиками. В процессе ребенок учится на слух определять, где находится звучащая собака, подходить к ней. Внешнее пространство расширяется, оно становится для него понятным и безопасным".
Так собака становится связующей нитью между окружающим миром и слепым ребенком.