Фото: wikimedia.org
Он был легендой. Одним из самых таинственных и в то же время популярных музыкантов. Его композиторским и исполнительским талантом восхищались все, кто хотя бы раз слышал его музыку. Он был абсолютно уникален во всех своих проявлениях. Он ушел так же, как жил – неожиданно, быстро и в атмосфере абсолютной тайны. 21 апреля не стало Принса Роджерса Нельсона, человека, известного всему миру как просто Принс.
Он с самых первых шагов пошел против всех возможных законов шоу-бизнеса: Принсу совершенно не была нужна группа, он справлялся со всеми своими задачами сам, без помощи дополнительных музыкантов.
Начинал с ритм-н-блюза, но уже первые его записи оказались проникнуты совершенно новой для традиционного стиля эстетикой: Принс добавлял синтезаторные звуки, импровизировал с ритмическим рисунком. Позднее его вполне обоснованно назовут властелином фанка, и это будет чистая правда: в артисте содержалась невиданная ритмическая энергетика.
Настоящая истерия вокруг имени Принса началась в середине 80-х, когда вышла пластинка Purple Rain, которая стала абсолютным бестселлером, а певец превратился не просто в звезду, а в главного музыканта Америки. И когда спустя много лет в фильме Кевина Смита "Джей и молчаливый Боб наносят ответный удар", герой Джейсон Мьюза произносит сакраментальную фразу: "Эту песню сам бог написал – и подарил ее величайшей группе мира, The Time!", мы-то понимали, кто этот бог и как его зовут. Это именно Принс основал команду The Time (хотя сам не входил в ее состав).
Он выходил на сцену в диковинных нарядах, даже гитара у него необычная: ее называли "Желтое облако", она была сделана по авторскому эскизу, хотя частенько на концертах и в студии Принс использовал любимый "телекастер". Он проявил себя и в кинематографе: написал музыку к блокбастеру Тима Бертона "Бэтмен", и под его фанковые ритмы ожил комиксовый Готэм, раскрашенный в яркие, гипертрофированные цвета. Таким должен был быть мир истории про Бэтмена – с одной стороны, по-детски притягательным и вызывающе несерьезным, а с другой – таинственным и непредсказуемым.
[html][/html]
Видео: Youtube/пользователь: JAIROC3121
В середине 90-х музыкант поступил совершенно экстравагантно: он сменил имя, открыто заявив, что больше "артиста по имени Принс" не существует, и на его место приходит обозначение в виде таинственного символа (его иногда называют просто "символ любви") – правда, этот символ продержался в качестве титульного не так уж и долго: вскоре кумир Америки вернулся к своему классическому обозначению.
Для того, чтобы понять, каким Принс был музыкантом, достаточно, например, посмотреть видео его совместного выступления с Томом Петти и Джеффом Линном на церемонии вступления в Зал славы рок-н-ролла: на ней он вдруг разражается таким искрометным соло в битловской While My Guitar Gently Wheeps, что диву даешься, откуда у этого манерного, кажущегося высокопарным человека берется такая животная, хтоническая энергия. Но факт: Принс был одним из лучших гитаристов своего времени.
[html][/html]
Видео: Youtube/пользователь: Rock & Roll Hall of Fame
В 2000-е годы Принс вступил с альбомом Musicology, получившим несколько премий "Грэмми" и вернувшем его на первые места хит-парадов. Музыкант отправился в мировые турне, приглашался хэдлайнером ведущих фестивалей – одним словом, карьера продолжалась, и авторитет никуда не делся: новые звезды Канье Уэст и Эминем постоянно называли Принса в числе своих кумиров.
Ничто не предвещало беды: в разгар очередного тура Принс объявил о том, что заболел гриппом и отменил ряд концертов. 21 апреля он скончался у себя дома – официально причины смерти не раскрываются: стал ли уход гения результатом тяжелой болезни или имела место роковая случайность, мы узнаем позже. Ну а пока что весь мир горюет по Его Лиловости: великом музыканте и композиторе, невероятном выдумщике и фантазере, удивительной и неповторимой персоне мировой музыке.
Повторить или даже просто сымитировать то, что он делал, невозможно: Принс незаменим. Но от осознания того, что этот человек был нашим современником, становится как-то легче переносить его уход. Мы были свидетелями чуда, ну а теперь Его Высочество Принс отправился к новым приключениям в новую волшебную страну.
Павел Сурков