В начале декабря скончался выдающийся архитектор – Оскар Нимейер, ему было 104 года. M24 вспоминает Нимейера, а также других архитекторов, которые проектируют в настоящее время по всему миру.
Оскар Нимейер
Нимейер – известный латиноамериканский архитектор XX века, один из основателей современной школы бразильской архитектуры. За свою жизнь он построил более 400 зданий в 18 странах. Архитектор одним из первых начал использовать художественный потенциал железобетона и привнес в современную архитектуру пластику "свободного изгиба".
В числе его работ – музей современного искусства в Нитерое и Каракасе, здание издательства "Мондадори" в Милане, здание МИД Алжира, штаб-квартира компартии Франции в Париже. Последней работой мастера был проект нового здания ресторана "Поркан" в Рио-де-Жанейро.
Однако главным проектом жизни для Нимейера было строительство новой столицы Бразилии, города Бразилиа в конце 1950-х годов. Архитектор спроектировал все главные здания города, в том числе Дом правительства, Дворец Национального конгресса, здание кафедрального собора и многие другие. Оскар Нимейер ушел из жизни 5 декабря 2012 года
Кафедральный собор в Бразилиа. Фото: niemeyer.ru
Норман Фостер
Фостер – британский архитектор, лауреат Императорской и самой престижной премии в области архитектуры – Притцкеровской премии. Он является одним из самых востребованных архитекторов – его проекты реализуются по всему миру.
Сам Фостер называет своим кумиром архитектора и инженера Владимира Шухова, автора знаменитой башни на Шаболовке. В своих проектах Фостер широко использует шуховские сетчатые оболочки.
Самой известной постройкой Фостера является небоскреб Мэри-Экс в центре Лондона, построенный в форме огурца. В ней размещается главный офис швейцарской страховой компании Swiss Re.
У Фостера есть реализованные проекты в Астане – монумент Байтерек (2002), "Дворец Мира и Согласия" (2006) и торгово-развлекательный центр "Хан-Шатыр" (2011). Для Санкт-Петербурга бюро Фостера разработало проект реконструкции острова Новая Голландия и торгового комплекса Апраксин двор. А для московского Пушкинского музея архитектурное бюро британца разработало концепцию развития.
Небоскреб Мэри-Экс в Лондоне. Фото: www.fosterandpartners.com
Сантьяго Калатрава
Испанский архитектор и скульптор Сантьяго Калатрава является автором многих футуристических построек в разных странах мира. Архитектуру испанца можно назвать бионической, для нее характерны плавные формы, которые напоминают силуэты животных и растений.
Для построек архитектора характерны сложные скульптурные формы и смелые конструктивные решение.
Он является автором художественного музея в Милуоки (США), "Города науки и техники" в Валенсии, вокзала Льеж-Гийемен в Льеже (Бельгия), а также целой серии мостов, в том числе моста Сэмюэла Бэкетта в Дублине, моста Маргарет Хант Хилл в Далласе и моста Мира в Калгари (Канада).
"Город науки и техники" в Валенсии. Фото: calatrava.ru
Ренцо Пьяно
Итальянского архитектора Ренцо Пьяно считают родоначальником архитектурного стиля хай-тек, для которого характерны использование прямых линий и форм, широкое применение стекла, пластика, металла, демонстрация функциональных элементов: лифтов, лестниц, систем вентиляции, в том числе вынесение их на фасады зданий.
Все эти черты нашли свое отражение в главной постройке архитектора – Центре Помпиду в Париже (1977). Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр стал одной из главных достопримечательностей Парижа.
В 1980-е годы Пьяно разрабатывал масштабные проекты реконструкции промышленных зон Парижа, Милана и Турина. Спроектировал Культурный центр имени Жан-Мари Тжибау в Нумеа (Новая Каледония). В 1997 году построил здание для амстердамского музея NEMO. В 1995 году архитектор был удостоен Императорской премии, а в 1998 — Притцкеровской премии.
Центр Помпиду в Париже. Фото: www.rpbw.com
Рэм Колхас
Одним из основателей и теоретиком другого направления – деконструктивизма – является голландский архитектор Рэм Колхас. Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложненность, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы, а также активное вторжение в городскую среду.
Среди наиболее крупных проектов Колхаса: парк де ла Вилетт в Париже, музей Гуггенхайм-Эрмитаж в Лас-Вегасе, центральная библиотека Сиэтла, Дом музыки в Порту и Штаб-квартира CCTV (Центральное телевидение Китая).
Рем Колхас причастен и к ряду текущих проектов в Москве и Подмосковье, в частности, совместно с архитектурным бюро SANAA его студия разрабатывает входную зону в инноград Сколково. Кроме того, архитектор является автором концепции нового здания в Парке Горького, разработанной совместно с бюро OMA. Заслуги Колхаса перед архитектурным сообществом отмечены Притцкеровской премией.
Штаб-квартира CCTV в Китае. Фото: www.oma.eu
Заха Хадид
Еще одним представителем деконструктивизма, ученицей Колхаса и единственной женщиной – обладательницей Притцкровской премии является британский архитектор арабского происхождения Заха Хадид.
Хадид в своих проектах активно использует искаженную перспективу, выявляющую острые углы и кривые линии. Ее бюро участвовало в проектировании Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати, Олимпийского водного центра в Лондоне, оперного театра в Гуанчжоу и здания музея наук в Риме.
Архитектор проектировала и для Москвы. Она работала над офисным зданием на Шарикоподшипниковской и спроектировала комплекс в Хорошево-Мневниках. Пока же единственным реализованным проектом Хадид является дом в Подмосковье.
Оперный театр в Гуанчжоу. Фото: www.zaha-hadid.com
Даниэль Либескинд
Либескинд привносит идеи деконструктивизма в Америку. В своем творчестве он соединяет архитектуру, философию и музыку. Для него музыка – органичная часть архитектоники сооружений. Причем музыкой он занимается профессионально – архитектор даже поставил оперу и сам дирижировал в Лейпцигской опере.
Самые известные постройки архитектора – это музеи, среди них: музей Феликса Нуссбаума в Оснабрюке, Еврейский музей в Берлине, имперский военный музей в Манчестере, Королевский музей Онтарио в Торонто и Еврейские музей в Сан-Франциско. Также он является архитектором жилого комплекса Keppel Bay в Сингапуре.
Keppel Bay в Сингапуре. Фото: http://daniel-libeskind.com
Жан Нувель
Нувель – знаменитый французский архитектор, лауреат Притцкеровской премии 2008 года. Он является, пожалуй, одним и самых многогранных архитекторов. В его послужном списке есть постройки, стилизованные под классику, и ультрасовременные высотные здания, и постройки с озелененными фасадами. Кроме того, он легко использует различные цвета и материалы.
Свой прорыв в архитектуре Нувель осуществил в совместной работе с архитектурным бюро Architecture Studio над проектом здания Института арабского мира в Париже. Дальнейшими значимыми работами стали Оперный театр в Лионе, универмаг Galeries Lafayette в Берлине, Культурно-общественный центр в Люцерне, а также выставочный комплекс "Монолит", плававший по озеру Муртензее во время выставки EXPO-2002.
К недавним проектам Нувеля относятся башня Торре Агбар в Барселоне, реконструкция Музея королевы Софии в Мадриде и музей Гуггенхайма в Токио.
Фото: www.jeannouvel.com
Алваро Сиза Виэйра
Для португальского архитектора Алваро Сиза характерна сдержанная и вдумчивая архитектура, прекрасно вписанная в окружающий ландшафт.
За годы работы архитектор реализовал более 140 проектов. Среди них: жилой квартал Малагьера в Эвора, (Португалия), Архитектурный факультет в Порто, жилой район Шиаду в Лиссабоне, музей современного искусства Серральвес в Порто, галерея Серпантин в Лондоне, район Схильдерсвик в Гааге, жилой дом Bonjour Tristesse в Берлине, офис компании "Витра" в Вайль-на-Рейне в Германии и другие.
Алваро Сиза является лауреатом Притцкеровской премии, лауреатом золотой медали Королевского Института Британских архитекторов, а также лауреатом Золотого льва — высшей премии Биеннале в Венеции и ряда других наград в Европе и Америке.
Музей современного искусства Серральвес в Порто. Фото: alvarosizavieira.com
Марио Ботта
Ботта – швейцарский архитектор. Для его построек характерны четкие, брутальные формы. Значительное влияние на его творчество оказал Ле Корбюзье, с которым Ботта был знаком.
Расцвет творчества Ботты приходится на рубеж 20 и 21 веков. В это время он создает многие культовые и культурные сооружения, свободно смешивая традиции античной и средневековой архитектуры с современными формами. Ботта является автором музея в Сан-Франциско, Базеле и Роверето, синагоги в Тель-Авиве, библиотеки в Дортмунде и Бергамо, а также церкви и часовни в Монте-Тамаро и Моньо.
Kyobo Tower в Сеуле. Фото: www.botta.ch
Софья Кондрашина